Педагогический проект «Выходные с пользой»
Введение
Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учиться познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведении.
Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств.
Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения.
Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей — бездонно темным, витрины магазинов — особенно нарядными. Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю — с серыми дождями.
А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.
Актуальность
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни.
После проведения анкетирования родителей и опрашивания детей, чем они занимались в выходные дни, я выяснила, что в основном они смотрели мультфильмы и играли в компьютер. Такое времяпрепровождение детей меня встревожило, и я решила провести беседу с родителями о том, как можно провести выходные с пользой для ребенка. В результате беседы оказалось, что многие родители не знают, как это сделать правильно, как с пользой провести выходной день с детьми.
Таким образом, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме совместного отдыха, сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей, был разработан проект «Выходные с пользой».
Научная новизна проекта
Научная новизна проекта определяется тем, что использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• доступность материала для детей младшего дошкольного возраста
• максимальная включенность родителей
• интеграция совместной деятельности детей и родителей дома.
Практическая значимость заключается в том, что в результате исследованияметод проектирования позволил изменить:
• стиль работы с детьми,
• повысить детскую самостоятельность,
• активность, любознательность,
• вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: укрепление и сохранение психического и физического здоровья детей младшего дошкольного возраста
Задачи проекта:
• проконсультировать родителей о практических навыках сохранения и укрепления здоровья детей
• подобрать консультационный и дидактический материалы (картотека игр дома)
• организовать работу с родителями по планированию и проведению выходного дня с пользой для физического и психического здоровья детей.
ГИПОТЕЗА
Привлечь внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей, решение целей и задач по развитию личности ребёнка, его познавательных, коммуникативных и творческих способностей, посредством метода проектов. Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Планируемая работа Ожидаемый результат Сроки
1. Подготовительный
Цель: самосовершенствование по данной теме.
1. Изучить передовой опыт по данной теме.
2. Анкетирование родителей.
3. Разработка проекта.
4. Планирование работы с родителями по проекту. Собрать
необходимый материал для работы в данном направлении Ноябрь2018 г.
1. Основной
Цель: реализация проекта в образовательную практику
1. Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстрированный и видеоматериал.
2. Планирование и использование различных форм работы при работе по данной теме.
3. Работа с родителями. Формирование устойчивого желания у родителей уделять своему ребенку больше внимания. Декабрь2018-
Май 2019 г.г
1. Заключительный
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.
1.Презентация проекта
«Выходные с пользой»
2.Фоторепортаж
«Выходные с пользой»
3.Подведение итогов.
4.Анализ результатов и выводы. Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе. Май 2019 г.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
• Заведующая ДОО – создание условий для реализации проведения мероприятий.
• Старший воспитатель – координация проекта
• Воспитатель второй младшей группы – реализация проекта
• Дети дошкольного возраста – участники проекта
• Родители – участие и помощь в реализации проекта
• • Педагоги (воспитатели, музыкальные руководители) – проведение совместных мероприятий, помощь в реализации проекта.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально — техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература
• Методическая литература
• Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
• Конспекты занятий и бесед.
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект может быть реализован в дошкольных образовательных организациях различного типа. Для его реализации не требуется дополнительных материальных затрат. Проект позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по укреплению и сохранению психического и физического здоровья детей.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
На уровне ребенка:
• Формирование у дошкольников основ укрепления и сохранения здоровья.
• Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.
• Овладение детьми элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.
На уровне педагога:
• Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
• Внедрение научно-методических подходов к организации эколого-оздоровительной работы в ДОО и семье.
На уровне родителей воспитанников:
• приобретение родителями опыта двигательного взаимодействия с детьми, элементарных умений в организации двигательно-игровой деятельности с ребенком дома
На уровне педагогических технологий:
• создание новых форм проведения выходного дня
На уровне предметно-пространственной среды:
• Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки, нарушением речи. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни.
Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Ноябрь
Направление работы Формы работы
Взаимодействие с детьми Беседы с детьми: «Прогулки в парк, зоопарк, лес, цирк, музей», «Правила поведения в общественных местах и на природе»
Моделирование ситуации: «Я в музее», «Чего нельзя делать в зоопарке», «Прогулка в парк», «Экскурсия в зоопарк».
Стихи и рассказы про диких и домашних животных, кого можно встретить в зоопарке.
Рисование: «Осенний художник» (совместно с родителями)
Слушание: «Звуки природы», «Голоса животных»
Взаимодействие с педагогами Консультация «Как провести выходной день с пользой для ребенка».
Взаимодействие с родителями Изготовление нестандартного оборудования для оздоровительного уголка из бросового материала.
Декабрь – февраль
Взаимодействие с детьми Рассматривание иллюстраций о лесе, о цирке, музее, зоопарке.
Проведение игр с нестандартным оборудованием: «Наряди солнышко», «Забывчивый художник», «Найди отличия», «Что изменилось?, «Мозаика», «Сложи квадрат», «Головоломка Никитина», «Основы конструирования. Игра 3 кубика»,
Фотоконкурс: «Зимняя сказка глазами детей» (совместно с родителями).
Конкурс: «Новогодняя игрушка».
Рассказы детей – впечатления: после посещений музея, зоопарка, кукольного театра, цирка, о походе в лес, на рыбалку.
Взаимодействие с педагогами Консультация «Профилактика простудных заболеваний»
Взаимодействие с родителями Изготовление театра вязаной и сшитой игрушки (по сказке «Теремок», «Репка», театра из бросового материала (проиллюстрировать в фотографиях инсценировку данных сказок.)
Совместный лыжный поход в лесопарк.
Март-Май
Взаимодействие с детьми Драматизация: «Теремок», «Репка»(театр вязанной и сшитой игрушки, с использованием театра из бросового материала (по желанию детей).
П/и: «Лови, бросай, кати. Развивающие игры с мячом» («Свечки», »Хватки», «Тик-так»,. «Передачи», «Мяч вдогонку», «Охотники и зайцы», «Стой!».
Творческий рассказ подведение итогов «Как мы отдыхали в детском парке «им. А. Пушкина»».
Взаимодействие с педагогами Создание фотоальбома «Места отдыха жителей г. Саранск».
Взаимодействие с родителями Сходить: в парк, в лес, на рыбалку. (Фотоальбом «Выходные с пользой»)
Спортивный праздник, посвященный Международному Дню семьи»
Научно-методическое обеспечение проекта
Нормативно-правовое обеспечение
• Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании РФ»
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384)
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.
• Устав МДОУ «Детский сад № 79»
• Закон «Об образовании в Республике Мордовия»от 8 августа 2013 г. №53-З (в редакции Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З)
Теоретические концепции
• Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
• Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно её ведущего вида — игры) для развития ребёнка.
• Теория Л.А. Венгера о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.
Методическое оснащение:
• Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №79»
• Методика дыхательной гимнастики Б.С. Толкачева.
• Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
• Методика коррекции зрения В.Ф. Базарного.
• Методика игрового обучения С. и Е. Железновых.
• Аэрофитотерапия по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук.
• Фитотерапия по Н.И. Куракову.
• Закаливание водой, воздухом и солнцем, по методикам Г.Н. Сперанского, Ю.Ф. Змановского, Р.П. Нарцисова, С.В. Хрущева.
• Психогимнастические этюды по М.И. Чистяковой.
• Коммуникативные игры по К. Орфу, В.А. Жилину, Е.В. Рыбак.
• Музыкотерапия по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.В. Машкову.
• Цветотерапия по В.М. Бехтереву, Э.М. Гейлу, Э.Д. Бэббиту.
Работа с родителями в рамках проекта «Выходные с пользой»
Воспитатели второй младшей группы №7 Цыганова Е.А., Белова Н.А.
Рано утром солнышко
Глянуло в окошко.
Солнце лучик убери.
Рано очень. Не буди.
Ведь сегодня день такой,
День сегодня – выходной.
Мама с папой крепко спят,
На работу не спешат.
Мне не надо в детский сад,
Там сегодня нет ребят.
Все сегодня выходные.
Все ленивые такие!
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей, был разработан проект «Выходные с пользой».
Вот, что мы узнали из рассказов родителей:
«Выходные с пользой» в семье Лавровой Вики,
вторая младшая группа №7
Как проходят выходные в нашей семье? Обыкновенно, как и в любой другой семье. Конечно, мы стараемся их провести с пользой.
Проснувшись, дети идут умываться, потом завтракают. Любят смотреть детские телепередачи и мультфильмы. Очень любят играть в куклы, у нас их очень много. Вика со своей сестрой Олесей любят играть в «докторов». Наигравшись в свои игры, детям нравится заниматься творчеством: они рисуют красками, получаются яркие, интересные рисунки. Еще любят из пластилина лепить разные грибочки, цветочки и другие фигурки.
Но больше всего детям нравится проводить время с родителями. Так как сейчас зима, мы ходим с детьми на горку, катаемся на санках, ледянках; лепим снеговиков, играем в снежки.
После прогулки детям нужно немного успокоиться и отдохнуть, тогда мы читаем им книжки, и они довольные ложатся спать. Проснувшись, все начинается заново: играем в жмурки, прятки и в другие детские игры.
В выходные дни мы стараемся как можно больше посвящать себя детям!
«Выходные с пользой» в семье Чуватова Артема
вторая младшая группа №7
Я – мама Чуватова Артема, моему сыну 3 года.
Он ходит в детский сад № 79. Выходные мы проводим всей семьей: гуляем на улице, играем в снежки.
В субботу всей семьей лепили снеговика. Когда папа Артема скатал последний ком, Артем протянул ему свое любимое ведерко. Знает ребенок, как должен выглядеть снеговик.
Вечером Артем несколько раз подходил к окну, полюбоваться снежной фигурой.
В воскресенье от Артема все утро слышали: «Люба, Люба…». Все поняли – он соскучился по бабушке, которая живет в частном доме.
И мы поехали к ней в гости. Артем взял с собой свою любимую лопатку, очищал дорожки от снега. Ел любимые пирожки с мармеладом.
После обеда, по пути домой, заехали на площадь, где Артем катался с ледяной горки. Радости ребенка не было предела. Домой вернулся довольный, с порозовевшими щечками.
Вот так весело и интересно мы проводим выходные дни. Идею подает сам Артем. И хотя он еще мало, что говорит, но понимаем мы друг друга с полуслова.
Как Артем скажет, так и будет!
«Выходные с пользой» в семье Бозунова Ромы,
вторая младшая группа №7
Выходные дни у нас проходят по-разному. Многое зависит от погоды и времени года. Так как сейчас за окном зима, на улице мы гуляем чуть реже.
Наше утро выходного дня начинается так: первым просыпаюсь я и начинаю будить родителей. Мама идет готовить нам с папой завтрак. После завтрака и всех процедур мы можем поиграть. Играть мы стараемся все вместе, если, конечно мама или папа не заняты делами.
Больше всего мне нравятся гонки на машинах, рисование на доске, которую мне подарил Дед Мороз, а еще я люблю бороться с папой. Папа редко меня побеждает, мама говорит, это потому, что я хорошо покушал. Когда мама и папа устают от моих игр, мама предлагает почитать книжки, но меня надолго не хватает. Мне хочется бегать и прыгать!
Перед обеденным сном мы идем на улицу. На улице снега много, я беру свою лопату, мне очень нравится копать снег, ходить по сугробам. Чем глубже, тем лучше!
Очень часто мы ездим на выходные в гости к дедушке с бабушкой, они меня очень любят и дают мне всякие сладости. Если мы не едем к деду с бабой, тогда мы едем к Сереге с Аней. Когда я был у них на новогодних каникулах, мы с папой ходили на каток, и я первый раз встал на коньки. Мне очень понравилось!
Я люблю выходные, они всегда такие разные. Мама у меня всегда что-то придумает и нам с папой скучать не дает!
«Выходные с пользой» в семье Антошкина Саши,
вторая младшая группа №7
Наша семья Антошкиных состоит из 4-х человек: я, мама, папа, сестра Маша.
Постоянное наше место жительства – город Саранск, но мы часто ездим в деревню.
В один из выходных мы решили остаться в городе, так как выпал белый пушистый снежок. Воскресенье порадовало нас хорошей погодой. День был ясный и солнечный, с небольшим морозцем. Поэтому провести воскресенье моя семья решила на свежем воздухе. Лыжи были подготовлены заранее. С вечера мы проверили крепления и натерли поверхность лыж специальной мазью, чтобы они легче скользили. Отправились мы на лыжную базу, где есть крутые склоны и горки.
Папа с сестрой поднялись на высокий склон, а я с мамой остался ждать внизу, мы выбрали горку поменьше. Папа нас учил, как правильно держать палки, какую выбрать позу при спуске, чтобы не упасть
Во второй половине дня мы перекусили в маленьком кафе и отправились на речку. Мы наблюдали за рыбаками.
Домой мы возвратились уставшие, но довольные. Мы весело и интересно провели время.