Краткосрочный познавательный проект «Безопасность детей на дороге!»
Подготовила Ковырева Н.Н., воспитатель МДОУ «Детский сад № 83 комбинированного вида».
Актуальность данного проекта:
На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно и число аварий.
«Только бы ничего не случилось!» — это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни. В ДТП дети попадают не просто так. Одни выбегают поиграть на проезжую часть дороги, догоняя свой мяч, другие, выходя на дорогу не посмотрев по сторонам. 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает в ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет или они успеют перебежать дорогу перед транспортом, или переходят дорогу вне пешеходного перехода.
Дорога — угроза жизни детей! Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, — часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико.
Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Только следуя всем установленным правилам и требованиям, мы сможем сохранить жизнь и здоровье детей.
Цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения и о безопасности в целом.
Задачи:
• Ввести понятие «Дорожные знаки», «Светофор», «Дорожная разметка»;
• Рассмотреть виды и классификации дорожных знаков;
• Познакомить с основными дорожными знаками и их значениями;
• Рассмотреть виды светофоров;
• Познакомить со значениями сигналов светофора;
• Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора;
• Расширять словарный запас по дорожной лексике;
• Развивать умение оценивать действие пешеходов как правильное – безопасное и неправильное – опасное;
• Воспитывать культуру поведения в роли пешехода и уважения к правилам дорожного движения.
• Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность (разучивание стихов).
• Пополнить развивающую среду дидактическими играми, картотеками, литературой.
•
Вид проекта:
по количеству участников — коллективный
по приоритету метода – познавательный
по направлению — информационный
по контингенту участников — одновозрастной
по продолжительности — краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей — познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы проекта:
• игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;
• словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
• практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка,
• наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Задачи по работе с родителями:
• Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
• Дать рекомендации родителям о их роли по совершенствованию культуры поведения детей на улице и в транспорте.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями. Подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
— определить актуальные знания детей о ПДД;
— вызвать интерес к поиску и получению новой информации.
Формы организации работы 1 этапа:
— планирование проектной деятельности по теме «Безопасность детей на дороге» опираясь на методическую литературу;
— подбор методической и художественной литературы;
— подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
— составление плана взаимодействия с родителями и детьми.
2 этап – Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
— создание проблемных ситуаций;
— организация познавательных прогулок, экскурсий;
— развивать познавательные способности у детей в процессе совместной деятельности: дидактические и подвижные игры;
— пополнить уголок безопасности материалами по теме проекта;
— подготовить материалы по взаимодействию с родителями.
План совместных мероприятий:
1 день — «Светофор»
Дать понятие, что такое «Светофор», его предназначение.
Объяснить, что значат его сигналы: красный, желтый, зеленый.
Дать понятие кого называют пешеходом, какие правила должен соблюдать пешеход.
Организовать наблюдение за проезжей частью дороги и пешеходами.
Познакомить с различными дорожными знаками, правилами перехода через дорогу.
Чтение литературы, отгадывание загадок, просмотр обучающих мультфильмов.
Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.
Пополнить родительский уголок консультацией «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости».
2 день — " Знаки знаешь – уверенно шагаешь!"
Дать понятие, что такое «Дорожные знаки», их предназначение.
Показать некоторые знаки, и рассказать о них.
Закреплять знания детей о сигналах светофора.
Закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Учить детей по иллюстрации определять характер ситуации, сложившейся на дороге.
Организовать наблюдение за транспортом.
Рассказать о существующих правилах дорожного движения
Посредством игры развивать внимание, ориентировку на местности.
Домашнее задание: вместе с родителями разучить стихотворение на тему ПДД.
3 день — " Детям знать положено правила дорожные!"
Наглядно в форме игры показать правила безопасности на дороге.
Наглядно показать, что мы называем пешеходным переходом, для чего он нужен, дать понятие кого называют пешеходом, какие правила должен соблюдать пешеход.
Провести беседу «Правила для пешехода», объяснить, что для пешеходов тоже существуют правила, рассказать о них.
В родительском уголке выставить ширму «Фликеры детям купите родители — пусть на дороге их видят водители»
4 день — " Почему случаются Аварии?"
Провести познавательную беседу «Почему случаются аварии?»
Повторить уже знакомые правила ПДД и дополнить правилами перехода улицы.
Показать детям наглядно, что такое остановка, почему она так называется, и каким знаком она обозначается.
Закреплять знания детей о сигналах светофора.
5 день – «Научим Незнайку правилам!»
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Задачи:
Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.
Закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
В ходе реализации проекта «Безопасность детей на дороге!» предполагаемые цели и задачи были достигнуты в полной мере.
Фотоотчет: