Долгосрочный проект по театрализованной деятельности в разновозрастной (средней) группе «Сказкотераприя».
Подготовила: Винаева А.В., воспитатель структурного подразделения «Детский сад №7 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида».
Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Продолжительность: 1 учебный год (с сентября 2020 года по май 2021 года).
Участники проекта: дети разновозрастной (средней) группы, воспитатель, родители.
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления.
Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.
При работе с детьми выявляются следующие проблемы:
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?
Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество, сказку.
Всё это может дать ребёнку театр.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Театрализованные игры, так же, имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Благодаря сказкам, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Цель проекта:
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развивать коммуникативно-творческие способности детей посредством сказкотерапии через театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Формировать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения.
7. Способствовать устранению страхов, тревожности, неуверенности в себе.
8. Познакомить детей с различными видами театра.
9. Формировать умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Использование метода сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
— активность – от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в действии;
— самостоятельность – от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движениях;
— творчество – от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению описаний по пантомимическим этюдам, музыкальной композиции;
— эмоциональность – от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
— произвольность – от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
— связную речь – от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о пантомимических этюдах, сказочных образах.
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный):
Анализ научной и методической литературы.
Определение актуальности, проблемы, цели.
Разработка перспективного плана работы с детьми.
Организация предметно – развивающей среды, подбор оборудования и атрибутов для проведения театрализованных игр.
II этап (основной):
Реализация перспективного плана работы с детьми: проведение занятий, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра.
III этап (заключительный):
Показательное выступление — сказка «Под грибом».
Особенности реализации проекта
Дети 3-4 лет
В возрасте 3-4лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах, импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это короткие инсценировки и диалог воспитателя и персонажа с детьми.
Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом.
Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике би-ба-бо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным.
С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций.
Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно.
Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств.
Дети 4-5 лет
Ребёнок постепенно переходит:
— от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
— от игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
— от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
— от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц.
Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации.
В работе с детьми используются:
— многоперсонажные игры — драматизации по текстам двух-трёх – сказок о животных;
— игры — драматизации по рассказам;
— постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Театрально-игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно — образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям.
Продолжительность занятия в зависимости от возраста
3-4 года – 15 минут.
4-5 лет – 20 минут.
Формы работы:
Занятия по проекту проводятся один раз в неделю (во второй половине дня).
Занятия проводятся с сентября по май. Всего 36 занятий.
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация.
Материалы и оборудование:
• Сказки, иллюстрации;
• Аудио, видеоматериалы;
• Мультимедийная техника;
• Маски для театрализованной деятельности;
• Атрибуты для разных видов театров.
Ожидаемые результаты
формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
развитие творческих способностей в различных видах деятельности (речевой, музыкальной и игровой);
выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
овладение навыками публичных выступлений;
формирование устойчивого интереса к сказкам.