Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета «История» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок ЕГЭ — 2022
1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета
В преподавании предмета учитывать приоритеты современного образования, направленные на достижение высокого качества знаний и умений: ориентацию обучения на самореализацию, саморазвитие личности школьника, формирование ключевых предметных компетенций, привитие навыков, являющихся основой парадигмы стандарта – «научить учиться», а не «передать сумму знаний».
Предусмотреть при организации учебного процесса повторение, обобщение и углубление материала, наиболее значимого для конкретизации теоретических положений, изучаемых на заключительных этапах исторического образования.
При реализации программ необходимо оптимально использовать весь учебно-методический комплекс – кабинет истории, оснащенный наглядными пособиями, техническими и мультимедийными средствами обучения, справочной и дополнительной исторической литературой.
Для организации подготовки обучающихся по истории необходимо предусмотреть введение элективных курсов (либо обязательных курсов по выбору) из компонента образовательной организации. Оптимальное сочетание элективных курсов в учебном плане школы составляет содержание предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.
Необходимо обратить особое внимание на усвоение школьниками понимания сущности исторических процессов и явлений, а не на заучивание фактов. Анализ результатов ЕГЭ показал необходимость усилить проблемный подход в обучении истории, активизировать работу с историческими источниками, картами. Особое внимание следует уделять обучению учащихся умению критически анализировать различные подходы и точки зрения в историографии, сопоставлять оценки исторических событий и деятелей современниками и потомками. Необходимо при изучении различных тем по истории России привлекать факты истории культуры. Тренировать у обучающихся навыки извлечения информации из текста, а также их интерпретации.
Изучение истории должно носить систематизированный характер. Больше внимание следует уделять чтению фрагментов исторических источников с последующей проверкой степени понимания прочитанного. Даже при работе с материалами учебника, нужно предлагать выделить ключевые слова и фраза, отделять основную информацию от второстепенной, дополнительной. На каждом уроке при разборе материала следует объяснять, что является историческим фактом и чем он отличается от аргумента, предлагать самостоятельно выделить факты и аргументы. Изучать и рассматривать исторические события через деятельность конкретных людей, объяснять, что является конкретными действиями личности. Необходимо расширять работу с иллюстративным материалом, максимально использовать его на уроках. При изучении всеобщей истории необходимо выстраивать систему связей и ассоциаций с историей России.
Необходимо давать задания по контурным картам, обращать внимание на умение читать и понимать легенду, знать условные обозначения. Обратить внимание на использование карт, не только на уроках истории, но и на уроках географии. По возможности расширить междисциплинарное взаимодействие.
Систематически проводить контрольные работы, тестирование с использованием материалов КИМов разных лет, размещенных на сайте ФИПИ, проводить разбор результатов, обращая внимание на типичные ошибки.
Обязательно включать тематику по методике подготовки к ЕГЭ в программы курсов повышения квалификации.
Обсуждение в ходе семинаров и КПК проблемных вопросов: по истории –анализ источников, работа с картой и иллюстрациями, вопросы российской культуры, а также вопросы всеобщей истории.
2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ЕГЭ по истории, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
Необходим дифференцированный подход к школьникам, решившим сдавать ЕГЭ по истории. Для школьников с высоким уровнем мотивации и глубокими, устойчивыми знаниями представляется возможным расширить самостоятельную работу прежде всего с иллюстративным и картографическим материалом. Необходимо давать им рекомендации по прочтению исторических источников и научно-популярных статей, посвященных отдельным историческим деятелям. Обратить особое внимание на школьников со средней успеваемостью, которые собираются сдавать ЕГЭ по истории. Именно эта категория попадает в группу, не преодолевших минимальный балл, и в группу от минимального до 60 баллов (а эта группа и определяет в значительной степени средний балл выполнения заданий). Им наиболее сложно дается работа с текстовым, картографическим и иллюстративным материалом. Эту работу необходимо активизировать, используя различные методические приемы, в том числе и в игровой форме. Здесь помогут разнообразные внеурочные мероприятия: викторины, ребусы, кроссворды, интерактивные игры, синквейны. Вести постоянную работу по смысловому чтению. Чаще давать учащимся письменные задания развернутого характера. Учить обучающихся рассматривать явления с нескольких перспектив и приводить аргументы. Данные умения пригодятся при выполнении 19 задания. При этом не стоит забывать и о том, что в аргументах не должно быть фактических ошибок. Тренировать у обучающихся навыки извлечения информации из текста, а также их интерпретации. Для их наработки необходимо изучать и анализировать отрывки сочинений историков и исторические источники.
Следует усилить работу школьных психологов, отрабатывая навыки концентрации внимания и преодоления стресса.
3. Рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, возможные направления повышения квалификации
В соответствии с актуальными задачами развития исторического образования, при выборе направления повышения квалификации учителям истории стоит обращать внимание на дополнительные профессиональные программы, содержащие в себе отдельные модули, направленные на совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания, а также углубление методологической грамотности в вопросах преподавания истории.
Провести серию специальных учебно-методических семинаров для учителей истории по методике использования на уроках картографического материала, иллюстративного материала, усовершенствования навыков работы школьников с текстовым историческим источником.
В работу методических объединении учителей истории и обществознания обязательно включить анализ типичных ошибок, допущенных участниками ЕГЭ, привлекая к работе этих объединений экспертов республиканской предметной комиссии по истории.
Расширить использование дистанционных методов для проведения вебинаров по методике подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории для учителей муниципальных районов Республики Мордовия.
Следует провести серию регулярных вебинаров с разбором отдельных видов заданий.
Провести серию научно-методических семинаров, посвященных особенностям проверки ответов ЕГЭ по истории и разбору типичных ошибок в г.о. Саранск и в муниципальных районах, с учителями ОО этих районов, привлекая в качестве ведущих семинаров экспертов республиканской предметной комиссии по истории, работающих в ОО конкретного района.
Приглашать учителей ОО муниципальных районов и г.о. Саранск принять участие в работе «Семинара по совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников ЕГЭ экспертами предметной комиссии по истории» с обязательным прохождением компьютерного тестирования в системе «Эксперт ЕГЭ», рассматривая это как форму повышения квалификации, с возможным включением в состав комиссии при условии высоких показателей в статусе эксперта-стажера.