Организация образовательного процесса обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Инклюзивное образование

Представляем вашему вниманию статью, автором которой является Б.Ю. Бурдина - директор МУ «Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия», психолог.

Тема: Организация образовательного процесса обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Особую группу детей с ОВЗ составляют дети с расстройствами аутистического спектра.
Вопрос об организации обучения и социализации данной категории детей в общеобразовательной школе в настоящее время стоит особенно остро. Потому что:
-это значительное увеличение количества детей с РАС;
-их обучение требует большого количества ресурсов: кадровых, финансовых, материально-технических;
-отсутствия таких ресурсов в школе отражается на оказании помощи таким детям;
-так же наблюдается несогласованность действий специалистов и родителей детей с РАС, даже противостояние.

Основной целью обучения является формирование у обучающихся жизненных компетенций.
Рассматривая вопрос организации образовательного процесса обучающихся с РАС, мы сталкиваемся с противоречием двух законодательных актах ФЗ № 273 «Об образовании» и Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения обучающихся с РАС (СанПиН 2.4.2.3286-15).

Закон определяет обучения:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очная, очно-заочная, заочная);
- вне организаций (в форме семейного образования и самообразования);
- допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения

В Санитарно-эпидемиологических требованиях к организации обучения обучающихся с РАС (СанПиН 2.4.2.3286-15)
- дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии, но онивключаются в среду сверстников со сходными образовательными потребностями, но имеющие другие нарушения (отличными от нарушений этих детей),
Обучение в среде обычно развивающихся сверстников предлагается для обучения ребенка с РАС по 1-му и 2-му варианту (8.1 и 8.2) образовательной программы для обучающихся с РАС
- 8.1 Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса: при 1 обучающемся– не более 20, при 2 – не более 15 человек

- 8.2 Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости не более 12 обучающихся
- 8.3 Не более 1 обучающегося с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости не более 9 обучающихся
- 8.4 Не более 1 обучающегося с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости не более 5 обучающихся
(не более 2 учащихся в классе с обучающимися с умственной отсталостью

Выделяют следующие варианты организации образования детей с РАС:
- полная инклюзия без тьюторского сопровождения;
- полная инклюзия с тьюторской поддержкой;
- частичная инклюзия (часть времени учащийся обучается в обычном классе, а часть времени – в специализированном);
- специализированные классы для детей с различными нарушениями (в обычных или коррекционных школах);
- специализированные классы для аутичных детей;
- специализированные школы для аутичных детей;
- обучение по индивидуальному учебному плану,
- надомное обучение по заключению медицинской комиссии (с том числе с использованием дистанционных технологий).
- ресурсные классы; ресурсные школы.

От чего зависит выбор модели обучения ребенка с РАС в России:
1) очень высокая ответственность родителей:
выбор образовательной организации для ребенка прежде всего зависит от мнения родителей;
2) очень высокая ответственность образовательной организации: обязана создать специальные образовательные условия в соответствии с рекомендациями ПМПК;
Что мы можем увидеть при неправильной организации обучения ребенка с РАС?
ребенок с РАС исключен из жизни класса: даже находясь в классе учащийся выполняет только индивидуальные задания; ребенок не общается со сверстниками, не смотрит на них, не инициирует контакт;
ребенок с РАС перестраивает жизнь класса: ребенок мешает педагогу вести занятия (кричит, ходит по классу), а взрослые или разрешают ему это делать, чтобы не провоцировать конфликты, или каждый раз выводят из класса;
поведение ребенка деструктивно: ребенок убегает из класса/школы, постоянно нарушает школьные правила, проявляет агрессию по отношению к детям;
иногда непонимание проблем ребенка с РАС и излишне жесткое поведение взрослых может привести к стойким страхам, ночному энурезу, заиканию или мутизму у ребенка.

Для успешной инклюзии ребенка с РАС в образовательной организации необходим поэтапный маршрут:
-начальный этап (диагностика, определение задач и формы организации обучения учащегося с РАС);
-этап индивидуального обучения;
-этап включения в группу (мини-группа: 2-3 ребенка – 1- 2 взрослых);
-этап группового обучения (специализированный класс малой наполняемости (5-6 учащихся), частичная инклюзия, полная инклюзия).

Для детей с РАС определены три блока особых образовательных потребностей, разработанные Ольгой Сергеевной Никольской и Игорем Анатольевичем Костиным

1 блок – потребности, связанные с введением учащегося с РАС в ситуацию обучения:
2 блок - потребности, связанные с освоением адаптированной образовательной программы:
-адаптация учебного процесса
-коррекционно-развивающее обучение
3 блок - особые образовательные потребности, которые необходимы для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.

Как же организовать пространство в школе?
например : 1 класс -занимается на первом этаже в небольшом помещении, состоящем из нескольких комнат; рядом с классом находится игровая комната, где проходят перемены; есть маленькая сенсорно-обедненная комната, где ребенок может побыть один или с тьютором.
2 класс - занимаются на втором этаже вместе с другими классами начальной школы; в классе оборудованы игровые уголки; ученики могут проводить перемены как в классе, так и в рекреации второго этажа вместе со всеми детьми из начальной школы.

Как же организовать урок?
В одном инклюзивном классе обучается не более двух детей с РАС в сопровождении одного тьютора.
В первом классе на уроке присутствуют двое взрослых: учитель и тьютор.
Во втором и третьем классах учитель ведет уроки в специализированном классе без помощника.
Задача тьютора на этом этапе, а также на последующих этапах – сопровождение учащихся на уроках в инклюзивных классах.

Коррекционно-развивающие направления работы специалистов с детьми с РАС направлены на:
- развитие познавательной деятельности на занятиях с учителем–дефектологом;
- коррекция речевых нарушений и развитие речи на индивидуальных занятиях с учителем–логопедом;
- формирование учебного поведения, коммуникативных навыков;
- развитие познавательной сферы, эмоционально – личностное развитие с педагогом-психологом;
- нейропсихологическая коррекция с психологом, владеющим нейропсихологическими методами коррекции.

Чтобы инклюзия не стала иллюзией, для обучающихся с РАС необходимы: ресурсные классы или ресурсная школа.

12:42
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!