Площадка продуктивного педагогического опыта «Лаборатория математического образования и информатики: ключевые направления деятельности учителя информатики в 2022–2023 учебном году»: пост-релиз мероприятия
В 2021–2022 учебном году на базе кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» сложилась замечательная традиция: проведение для учителей-предметников различных образовательных событий в формате Всероссийского педагогического марафона «Осенняя (зимняя, весенняя) школа учителя».
Сохраняя эту традицию, 20 октября в рамках Всероссийского педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2022» для учителей информатики была организована работа площадки продуктивного педагогического опыта «Лаборатория математического образования и информатики: ключевые направления деятельности учителя информатики в 2022–2023 учебном году». Цель организации мероприятия – обсуждение с сообществом учителей, работающих в предметной области «Информатика», наиболее важных направлений их профессиональной деятельности в 2022–2023 учебном году.
В работе площадки приняли участие учителя информатики и руководители ШМО общеобразовательных организаций городов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Пензы, Ульяновской области, г. о. Саранск и Республики Мордовия. Общее количество участников семинара – 112 человек. Модератор мероприятия – Ольга Николаевна Журавлева, руководитель лаборатории математического образования и информатики, доцент кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»», учитель математики ГБОУ РМ «Республиканский лицей», кандидат педагогических наук.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась проректор по учебно-методической работе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Татьяна Валентиновна Шатина. В частности, она отметила, что программа мероприятия отлично отражает наиболее актуальные тенденции в сфере основного и среднего общего образования.
Открыла работу площадки Ирина Александровна Бачкова, директор и учитель информатики Лицея Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва. В своем ярком выступлении «Новые технологии в школе: тренды образования на практике» она провела широкий обзор онлайн-сервисов, которые необходимо использовать современному учителю информатики в практике своей работы.
Какой должна быть цифровая школа и какова роль учителя информатики в цифровой трансформации школы, на каких значимых вопросах сегодня необходимо сосредоточиться учителю информатики? Эти и другие значимые в настоящее время ключевые вопросы были подняты и обсуждены в выступлении Константина Вячеславовича Шапиро, кандидата педагогических наук, почётного работника общего образования, заместителя директора по научно-методической работе ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», эксперта Совета по образовательной политике Комитета по образованию Санкт-Петербурга. К. В. Шапиро убедительно доказал, что учитель информатики в школе сегодня – это одна из наиболее значимых фигур, так как именно он выступает в роли системного интегратора педагогов разных учебных предметов.
Интересным опытом участия учителей информатики ГАОУ города Москвы «Школа № 548 «Царицыно»» в работе проблемных проектных групп на базе Московского городского педагогического университета поделилась Светлана Викторовна Сырцова, учитель информатики названной образовательной организации. В состав проблемных групп входили как учителя практики, так и представители университета. Задача групп – определить модели преподавания сложных вопросов школьного курса информатики и разработать соответствующие методические материалы. На примере темы «Компьютерная графика» участники мероприятия получили подробные методические рекомендации по организации ее эффективного изучения на практике. С материалами работы проектных групп можно ознакомиться на сайте МЭШ.
Новые дидактические возможности образовательного ресурса «ЯКласс» были раскрыты в выступлении «Цифровой портфель учителя: доступная и эффективная образовательная среда» Александры Александровны Масловой, методиста Методического центра «ЯКласс» (Москва, ИЦ «Сколково»). Практически значимый материал выступления Александры Александровны – подробно охарактеризованный дидактический потенциал разделов «Программирование на языке Python» и раздела «Информатика» с материалами к урокам по классам.
Большую часть мероприятия составили выступления учителей-практиков из Ульяновской области и Республики Мордовия. Анастасия Валерьевна Афанасьева, учитель информатики МАОУ г. Ульяновска «Физико-математический лицей № 38», продемонстрировала методические аспекты изучения языка программирования Python на основе Яндекс учебника. Дмитрий Владимирович Старостин, учитель информатики МБОУ Лицей при УлГТУ (г. Ульяновск), представил свою практику использования онлайн-ресурсов: многофункционального сервиса Online Test Pad, образовательной платформы Joyteka, банков заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся как средств обучения информатике. Опыт формирования инженерного мышления на факультативных занятиях по робототехнике в МБОУ Лицей при УлГТУ (г. Ульяновск) в выступлении «Образовательная робототехника как средство развития научного и творческого мышления» был раскрыт учителем информатики Евгенией Георгиевной Батуриной. «Учение через удивление» – такой девиз каждого урока учителя информатики этой же образовательной организации Гелнур Накиповны Халимовой. В ее выступлении был подробно описаны потенциал платформы «Яндекс Учебник» и практический опыт ее использования. Представитель учителей-практиков Республики Мордовия Мария Сергеевна Исаева, учитель информатики МБОУ «Лицей № 4» г. Рузаевки, в своем актуальном выступлении сделала акцент на значении и возможностях проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.
Общая длительность работы площадки продуктивного педагогического опыта составила почти три часа. Но, несмотря на это, участники мероприятия высказали мнение о продуктивности состоявшегося разговора. Анализируя содержание выступлений, можно сделать вывод о роли современного учителя информатики как одного из ведущих специалистов современной образовательной организации, от деятельности которого напрямую зависит формирование качественной и эффективной ЦОС.
Деятельность учителя информатики многогранна, но есть ключевые моменты, на которых, по мнению К. В. Шапиро, следует сосредоточиться уже в текущем учебном году:
освоение педагогических технологий,
формирование информационных компетентностей,
структурирование дидактического комплекса,
подбор цифровых инструментов, реализующих дидактику.
В заключение следует отметить, что в ходе мероприятия подробно были представлены далеко не все наиболее значимые для учителя информатики профессиональные аспекты его деятельности, и потому практика их обсуждения на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» будет дальше продолжена в форматах Зимней и Весенней школ.
С материалами презентаций выступающих можно ознакомиться по ссылке
cloud.mail.ru/public/q4L3/xmstL6nCY
Видеозапись мероприятия расположена по ссылке
youtu.be/mdqeAR2RFwI