Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК».
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в субъекте Российской Федерации на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
o Учителям
1. При планировании образовательного процесса на уровнях основного общего и среднего общего образования, при составлении рабочих программ обращать особое внимание на требования ФГОС ООО и ФГОС СОО
2. При подготовке к ЕГЭ знакомить школьников со спецификацией, кодификатором, демоверсией контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку в 2025 году.
3. Рекомендовать обучающимся познакомиться с методическими рекомендациями по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ, подготовленными ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», с видеоконсультациями разработчиков КИМ ЕГЭ, участвовать в марафоне по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «ЕГЭ – это про 100».
4. При организации образовательного процесса в 11 классах использовать дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки.
5. Включать в материалы учебных занятий в 10-11 классах задания, связанные с анализом целостного текста: комплексная работа с текстом позволит углубить и расширить представления участников ЕГЭ о различных языковых явлениях, увидеть содержательное, стилевое и структурное единство текста и тем самым снизит риск ошибок
6. Начиная с 5 класса при работе с текстом регулярно предлагать школьникам задания, нацеленные на совершенствование умений формулировать главную мысль текста, авторскую позицию, комментировать проблему, отбирать текстовый материал для примеров-иллюстраций, выстраивать пояснения к примеру-иллюстрации, устанавливать и оформлять словесно связь между примерами-иллюстрациями, анализировать ее. При этом необходимо уделять особое внимание осмыслению обучающимися языковых средств достижения целостности и связности текста.
7. При обсуждении творческих письменных работ школьников (изложений, сочинений, письменных ответов на вопросы и пр.) необходимо подвергать тщательному разбору не только содержание ответов, но и типичные ошибки всех видов, допущенные обучающимися, обращая особое внимание на речевые, грамматические ошибки.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1. Проводить диагностику учебных достижений обучающихся по материалам, разработанным ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (открытый банк заданий ЕГЭ).
2. Провести совещание руководителей методических объединений учителей русского языка образовательных организаций Республики Мордовия, в рамках которого познакомить их с «Методическими рекомендациями для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года по русскому языку» (ФИПИ) и материалами данного статистико-аналитического отчета.
3. Продолжить проведение образовательных событий различного уровня, например, педагогические марафоны «Осенняя школа учителя-2024», «Зимняя школа учителя-2025», «Весенняя школа учителя-2025» и др. с целью повышения профессиональной и творческой активности педагогов, ликвидации профессиональных дефицитов, создание среды профессионального сотрудничества.
4.Организовать трансляцию опыта лучших практик учителей образовательных организаций, показывающих устойчиво высокие результаты ЕГЭ.
5. Обеспечить функционирование и развитие региональной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров.
6. Использовать сетевое профессиональное сообщество учителей русского языка «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups//21 как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей русского языка, а также площадку для оказания всесторонней помощи для саморазвития.
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
1. Формировать методические копилки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку:
— кейс разноуровневых проверочных и контрольных работ;
— кейс, содержащий тематические дифференцированные тестовые задания при подготовке к ЕГЭ по русскому языку;
— банк цифровых образовательных ресурсов.
2. Систематически проводить анализ результатов обучающихся, разработать систему мониторинга, использовать различные методы диагностики: контрольные, проверочные, диагностические работы, тестирование и др.
3. Проводить системную работу над ошибками.
4. Привлекать школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.
Основные рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с низким уровнем предметной подготовки по русскому языку ЕГЭ
– Требования ЕГЭ:
Ознакомить учащихся с критериями и форматом экзамена, объяснить структуру заданий.
– Индивидуальные траектории обучения:
Разработать персонализированные планы подготовки с учетом уровня знаний и потребностей каждого ученика.
– Поэтапная работа с заданиями:
Начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая их сложность. Уделять внимание каждому из типов заданий ЕГЭ.
– Систематическая практика:
Регулярно предлагать обучающимся для выполнения пробные тесты и тренировочные задания, чтобы ученики могли привыкнуть к формату.
– Работа над ошибками:
Анализировать ошибки и недостатки в выполнении заданий, предоставлять конкретные рекомендации по улучшению.
– Использование дополнительной литературы:
Рекомендовать пособия, сборники заданий и онлайн-ресурсы.
– Групповая работа:
Создавать рабочие группы для совместной подготовки, что поможет учащимся обмениваться знаниями и опытом.
– Мотивация:
Формировать положительное отношение к учёбе, отмечая прогресс и достижения каждого ученика.
– Отработка навыков:
Уделять больше внимания написанию сочинения -рассуждения и анализу текстов.
– Технологии и мультимедиа:
Использовать электронные платформы и приложения для практики, что сделает процесс обучения более интересным и интерактивным.
Основные рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с удовлетворительным уровнем предметной
подготовки по русскому языку ЕГЭ
– Диагностика уровня подготовки:
Проводить тестирование для определения сильных и слабых сторон учащихся, понимания их знаний по темам.
– Целенаправленное изучение ключевых тем:
Выделить важные темы и разделы и сосредоточиться на их глубоком изучении.
– Разнообразие методов обучения:
Использовать различные методы и формы работы, включая групповые, индивидуальные и проектные задания.
– Работа с текстом:
Заниматься анализом и интерпретацией текстов, что развивает критическое мышление и умение работать с разными типами источников.
– Обратная связь и коррекция:
Обеспечивать детализированную обратную связь по результатам выполнения заданий, помогать учащимся понимать свои ошибки и находить пути их исправления.
– Углубленное развитие навыков написания:
Уделять внимание написанию сочинения, учить структуре и логике сочинения -рассуждения.
– Использование дополнительных ресурсов:
Ознакомить обучающихся с полезными вебинарами и учебным материалами, которые помогут углубить знания.
– Создание мотивационной среды:
Формировать положительный настрой на успешную сдачу экзамена, отмечая достижения и прогресс учеников.
– Систематизация знаний:
Помогать учащимся организовать и систематизировать свои знания, создавая схемы или таблицы по темам.
Основные рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с достаточно высоким уровнем предметной
подготовки по русскому языку ЕГЭ
– Углубленное изучение сложных тем:
Сфокусироваться на более сложных аспектах русского языка, таких как стилистика, риторика и грамматика.
– Разработка индивидуальных образовательных маршрутов:
Создавать персонализированные планы подготовки в соответствии с интересами и потребностями учащихся, включая выбор дополнительных тем.
– Анализ текстов:
Проводить занятия по анализу литературных произведений и различных текстов, что развивает критическое мышление и помогает лучше подготовиться к заданиям ЕГЭ по русскому языку.
– Творческие задания:
Включать в обучение творческие задания, такие как написание сочинения на актуальные темы, исследования и проекты по языковедению.
– Моделирование экзаменационной ситуации:
— Периодически проводить полные пробные экзамены в условиях, приближенных к реальным, для отработки навыков выполнения заданий в ограниченное время.
– Использование современных технологий:
Интегрировать электронные ресурсы, онлайн-платформы и приложения для практики, что значительно разнообразит процесс обучения.
– Групповые обсуждения:
Организовать занятия в формате дискуссий, где учащиеся смогут обсуждать темы, делиться мнениями и аргументировать свою позицию.
– Формирование исследовательских навыков:
Поощрять учащихся к проведению самостоятельных исследований и анализу различной литературной и языковой информации.
– Обратная связь и самооценка:
Способствовать самоанализу и самооценке, предоставляя учащимся возможность рецензировать свои работы и делать выводы по всем этапам обучения.
– Поддержание мотивации:
Создавать положительную атмосферу в классе, отмечая достижения и успехи учащихся, что способствует их дальнейшему развитию и повышению интереса к предмету.
Основные рекомендации по организации дифференцированного обучения обучающихся с высоким уровнем предметной подготовки по русскому языку ЕГЭ
– Анализ и углубление знаний:
Систематически анализировать уровень знаний и выявлять возможности для углубленного изучения отдельных тем и аспектов языка.
– Индивидуализированные задания:
Предоставлять учащимся сложные и разнообразные задания, соответствующие их интересам и уровню подготовки, включая проекты и исследования.
– Критическое мышление:
Развивать навыки критического мышления через дискуссии, анализ текстов и аргументированное выступление по различным вопросам.
– Пробные экзамены:
Регулярно проводить пробные тестирования в формате ЕГЭ, чтобы учащиеся могли адаптироваться к экзаменационным условиям.
– Творческие задания:
Включать задачи на написание сочинения- рассуждения, анализ литературных произведений и создание презентаций, чтобы развивать творческие способности.
– Использование цифровых технологий:
Интегрировать онлайн-ресурсы и образовательные платформы для самостоятельной работы, что улучшает взаимодействие и усвоение материала.
– Групповая работа и сотрудничество:
Организовать групповые проекты и обсуждения, которые способствуют обмену идеями и совместному решению задач.
– Обратная связь и рефлексия:
Обеспечивать глубокую и конструктивную обратную связь по выполненным заданиям, способствуя самоанализу и развитию рефлексивных навыков.
– Исследовательская деятельность:
Инициировать создание исследовательских проектов по разной тематике, что углубляет знания по предмету.
– Поддержание заинтересованности:
Мотивировать учащихся, демонстрируя значимость изучаемого материала, поощряя участие в олимпиадах, конкурсах и других формах проявления знаний.
o Администрациям образовательных организаций
Внимательно анализировать результаты различных процедур оценки качества образования (например, ВПР, ОГЭ, внутришкольных диагностических, проверочных, контрольных работ), с целью устранения выявленных «дефицитных» полей своевременно вносить коррективы в рабочие программы.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Организовать работу постоянно действующих семинаров, на которых рассматривать вопросы методики подготовки к ЕГЭ по русскому языку, транслировать опыт работы учителей, подготовивших высокобалльников.
Рекомендовать муниципальным органам управления образованием проведение семинаров, вебинаров, круглых столов и других мероприятий по организации дифференцированного обучения школьников.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Темы, рекомендуемые для обсуждения на методических объединениях учителей русского языка и литературы:
1. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2024 году и типичных ошибок обучающихся.
2. Анализ структуры и содержания КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2025 учебном году, основные методические подходы к организации качественной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку.
3. Особенности организации процесса подготовки к ЕГЭ обучающихся, испытывающих трудности в изучении русского языка.
4. Особенности организации процесса подготовки к ЕГЭ обучающихся, демонстрирующих повышенный интерес к изучению русского языка.
5. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Возможные направления повышения квалификации работников образования:
• совершенствование предметных компетентностей учителей русского языка и литературы;
• совершенствование методических компетентностей учителей русского языка и литературы;
• совершенствование профессиональных компетентностей учителя русского языка, направленных на формирование и оценивание функциональной (читательской) грамотности обучающихся;
• особенности организации дифференцированного обучения.
Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей русского языка с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
Организовать адресную методическую поддержку учителям русского языка через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период на основе учета результатов прохождения ими процедур независимой диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-20
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Круглый стол «Анализ результатов ГИА по русскому языку и литературе: типичные ошибки и пути их преодоления» в рамках педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2024».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Председатели и эксперты предметных комиссий, руководители районных методический объединений, учителя русского языка и литературы.
2 Консультации для учителей русского языка и литературы по сложным вопросам подготовки к ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
3 Панорама педагогических идей «Проблема повышения речевой и
языковой грамотности старшеклассников при подготовке к ГИА по русскому языку и литературе» в рамках конференции «Поликультурное образование: опыт и перспективы».
Работа с общественными профессиональными организациями.
Привлечение ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
4 Тематическое заседание регионального предметного клуба учителей русского языка и литературы по теме «Методика подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
Руководители районных методических объединений учителей русского языка и литературы.
5 Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Руководители районных методический объединений, учителя русского языка и литературы.
6 Вебинар «Анализ результатов регионального тренировочного мероприятия в формате ЕГЭ по русскому языку».
Место проведения ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
7 Консультации для учителей русского языка и литературы по проведению ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
8 Семинар для экспертов предметной комиссии по русскому языку ЕГЭ «Структура и содержание КИМ по предмету, назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), принципы и методы их разработки».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Председатель и эксперты предметной комиссии по русскому языку ЕГЭ.
9 Курсы для учителей русского языка и литературы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности подготовки обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе» (48 часов).
Программа размещена в Федеральном реестре дополнительных профессиональных программ.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
10 Курсы для экспертов предметной комиссии по русскому языку по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка председателя и экспертов региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ/ГВЭ) по русскому языку» (36 часов).
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Эксперты предметной комиссии.
11 Методический практикум «Подготовка обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе: методические стратегии успеха» в рамках педагогического марафона «Весенняя школа учителя – 2025».
Работа с общественными профессиональными организациями.
Привлечение ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
12 Консультирование участников ЕГЭ по выполнению заданий с развернутым ответом с привлечением учителей русского языка, вошедших в республиканский методический актив.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
13 Консультирование участников ЕГЭ по русскому языку учителей и родителей в рамках деятельности региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Родители, учителя русского языка и литературы.
14 Республиканский конкурс методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». Учителя русского языка и литературы.
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-21
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Публикация статей педагогических работников об обучении русскому языку в журнале «Педагог 13.ру»:
URL. – pedagog13.ru/#sppb-carousel2
Формат проведения: дистанционный.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
2 Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по русскому языку или получили высокий балл по предмету (ГБОУ РМ «Республиканский лицей для одарённых детей», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17», МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей», Лицей ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва», МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 2», МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 4», МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2», МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.И. Семикова», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»).
Формат проведения: Единый методический день.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
3 Проведение открытых уроков педагогами, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по русскому языку или получили высокий балл по предмету (МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», МБОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №1», МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1», МБОУ «Дубенская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Потьминская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3», МБОУ «Кадошкинская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа имени генерал-лейтенанта И.А. Арапова», МБОУ «Потьминская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3»).
Формат проведения: Республиканская ярмарка педагогических инноваций.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
— Организация и участие в апробациях и тренировочных экзаменах на уровне региона по сценарию основного периода с целью диагностики уровня подготовки и возможностью внесения корректив в подготовку выпускников.
5.1.4. Работа по другим направлениям
— Участие во Всероссийском конкурсе сочинений, который имеет большое количество номинаций и направлений.
— Для повышения уровня подготовки обучающихся к ГИА формировать навыки функциональной (читательской грамотности), вести методическую работу с педагогами в данном направлении.
— Организация наставничества над молодыми учителями русского языка и литературы.
— Продолжить работу со школами с низкими результатами в 2024-2025 году.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Разумова Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, председатель региональной предметной комиссии
Савичева Николаевна Татьяна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Медянкина Елена Владимировна методист кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования