ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 2021 – 2022 УЧЕБНОМ ГОДУ С УЧЁТОМ АНАЛИЗА
ГИА-11 В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Сопоставительный анализ результатов выполнения заданий всех типов выпускниками с разным уровнем подготовки показывает, что степень успешности экзаменуемых во многом зависит от их мотивированности на сдачу экзамена по выбранному профилю. Главными предпосылками успешной сдачи экзамена по литературе следует считать знание текстов художественных произведений, обязательных для изучения, и высокий уровень сформированности важнейших общеучебных и предметных умений. К ним относятся:
– умение анализировать и интерпретировать художественное произведение как единое целое (на инструментальном уровне использовать термины и понятия при анализе произведений, демонстрировать глубину понимания идейно-художественного своеобразия изученных произведений, умение анализировать художественный текст в свете воплощенного в произведении авторского замысла и др.);
– умение сопоставлять литературные явления и факты, опираясь на общее представление об историко-культурном контексте; осмысливать их место и роль в историко-литературном процессе (умение включать его в разнообразные историко-литературные связи, анализировать произведение в широком историко-культурном и литературном контексте, выдвигать основания для сопоставления и др.);
– умение строить письменное монологическое высказывание на литературную тему (выстраивать композицию собственного текста; логически связывать части высказывания; формулировать тезисы, подтверждая их аргументами и иллюстрациями из текста; соблюдать речевые нормы и др.).
Перечислим «проблемные зоны» школьного изучения литературы, вызвавшие затруднения при выполнении заданий:
– анализ лирического произведения;
– понимание родо-жанровой специфики произведения;
– включение терминов в анализ литературного материала;
– использование пересказа без необходимых комментариев, подмена анализа пересказом;
– затруднение в создании собственного речевого высказывания;
– знание историко-литературного контекста;
– недостаточное знание текста художественного произведения;
– недостаточное умение аргументировать те или иные тезисы.
2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Практические рекомендации по организации учебного процесса
Перспективными направлениями повышения качества литературного образования может быть повышение познавательной активности обучающихся, формирование критического и креативного мышления, развитие коммуникативных умений. Важно понимать, что чтение – это работа с информацией, текстом.
При этом оно связано с формированием двух видов читательских компетенций:
1. Чтение с опорой на текст:
а) найти и извлечь ключевую информацию;
б) интерпретировать прочитанное.
2. Чтение с опорой на внетекстовое знание:
а) осмыслить и оценить содержание текста;
б) осмыслить и оценить форму текста.
Учителям-словесникам следует уделять должное внимание работе с учащимися, готовящимися к сдаче экзамена, осуществлять дифференцированный подход при подборе материалов к уроку и организации текущего и итогового контроля, последовательно формировать навыки анализа художественного текста.
Педагогам необходимо довести до сведения будущих участников экзамена по литературе его профильную природу, что предполагает выход за рамки школьной программы, углубление сведений по истории и теории литературы, филологический подход к читаемому тексту.
Систематизировать повторение истории и теории литературы, стремиться к расширению понятийного аппарата учащихся, развитию и совершенствованию их аналитических навыков.
Уделять должное внимание на уроках литературы обсуждению вопросов проблемного характера, формировать у учащихся умения определять авторскую позицию, выражать собственную точку зрения и находить соответствующую аргументацию.
Активнее включать в учебную деятельность элементы сопоставительного анализа художественных произведений, расширенно привлекать в работе литературный контекст; формировать умения давать содержательное обоснование для сравнения.
Целенаправленно развивать монологическую речь учащихся (устную и письменную); развивать умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезисы, аргументы, и делать выводы.
Шире использовать в системе преподавания литературы письменные задания, ориентированные на формат работ ЕГЭ.
В процессе подготовки к ЕГЭ особое внимание уделять повторению материала по литературе за 5 – 9 классы, который входит в содержание кодификатора.
В старших классах более системно работать над формированием историко- и теоретико-литературных знаний, включающих повторение истории и теории литературы.
Уделять особое внимание урокам, посвященным изучению поэтических произведений, работе с лирическими текстами с учетом художественных особенностей лирики.
В системе преподавания литературы в школе обязательно включать практику заучивания текстов разных родов и жанров наизусть согласно программе по литературе.
Необходимо увеличить количество специальных уроков на так называемые «обучающие» сочинения (начиная с 5 класса), а также аналитические разборы письменных творческих работ учащихся.
Расширять читательский опыт и кругозор школьников, формировать у учащихся навык «контекстного» рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей.
3. Рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, возможные направления повышения квалификации
Рекомендуемые темы для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников:
1. Исследование читательской грамотности школьников в рамках исследования PISA и ГИА по литературе: точки соприкосновения и пути решения проблем.
2. Проектная и исследовательская деятельность школьников по литературе.
3. Возможности интегрированного подхода в изучении литературы.
4. Средства повышения мотивации школьников к чтению.
5. Обучение сочинениям разных типов: актуальные методики.
6. Устные и письменные дискуссии как прием формирования коммуникативной компетенции школьников.
7. Система работы учителя по подготовке обучающихся к выполнению заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе.
8. Методика подготовки учащихся к выполнению заданий 17.1 – 17.4 ЕГЭ по литературе.
Направления повышения квалификации:
1. Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе.
2. Актуальные вопросы преподавания литературы в современной школе.
3. Методические аспекты изучения современной и новейшей литературы в старших классах
С целью совершенствования организации и методики преподавания литературы в Республике Мордовия, учитывая выявленные типичные затруднения и ошибки выпускников 9,11 классов 2021 года, вниманию профессионального сообщества предлагается следующее:
1. Обсудить в августе – сентябре 2021 года на заседаниях школьных/ городских/ муниципальных методических объединений результаты ЕГЭ-2021 по литературе.
2. Рассмотреть возможность прохождения курсов повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации «Новые подходы к развитию профессиональных компетенций учителя-филолога в условиях национальной системы профессионального роста педагога»; «Особенности подготовки обучающихся ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку и литературе».
3. Рассмотреть возможность прохождения курсов повышения квалификации по подготовке экспертов по литературе ЕГЭ-11 по теме: «Подготовка председателя и экспертов предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования (ЕГЭ/ГВЭ) по литературе».
4. Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр.
5. Использовать возможности электронного образовательного ресурса «Региональная электронная школа «На 5+» для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации dio.edurm.ru/course/index.php?categoryid=12
6. Организовать проведение онлайн-консультации по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия («500+») на 2021 – 2022 учебный год.
7. Рассмотреть возможность размещения лучших практик по подготовке к ЕГЭ по литературе на республиканском сайте «Электронная школа».
8. Используя ресурсы сетевого профессионального сообщества учителей русского языка и литературы «Педагог 13.ру» socpedagog13.edurm.ru/groups/21, организовать анонсирование и участие педагогов в образовательных событиях по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации.