МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 2021 – 2022 УЧЕБНОМ ГОДУ С УЧЁТОМ АНАЛИЗА ГИА-9, ГИА-11 В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Результаты ГИА-9, 11 в 2021году по русскому языку выявили проблемы, связанные с выполнением заданий разного уровня сложности. Для устранения выявленных проблем учителям русского языка рекомендуется:
1) повышать уровень функциональной грамотности и читательской культуры школьников; формировать умение внимательно читать и анализировать текст, выделять и формулировать поставленную проблему, комментировать проблему, приводя примеры-иллюстрации из прочитанного текста; понимать и кратко излагать позицию автора исходного текста, убедительно доказывать собственную точку зрения, привлекая для этого убедительные аргументы; делать обоснованные выводы из информации, полученной при чтении; создавать качественные вторичные тексты (сочинения) на основе исходного текста;
2) использовать для анализа в практике преподавания тексты разнообразной тематики и стилевой принадлежности из классической и современной литературы, ставящие перед выпускником серьёзные проблемы нравственного выбора и одновременно отличающиеся жанровым разнообразием;
3) реализовать на практике текстоцентрический подход в обучении русскому языку для устранения выявленных пробелов в обученности учащихся;
4) систематически повышать уровень всех видов практической грамотности учащихся, используя для этого специальные упражнения, аналогичные заданиям демоверсии ОГЭ, ЕГЭ текущего года;
5) шире использовать в образовательном процессе практико-ориентированные задания, что позволит создать у школьников правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта;
6) совершенствовать систему работы по развитию речи учащихся, направленную на формирование умения оперировать информацией, используя различные приемы сжатия текста;
7) систематически проводить работу с учащимися над пополнением словарного запаса школьников;
8) активно развивать способности школьников к речевому самоконтролю, умению анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в соответствии с нормами современного русского языка;
9) формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам, мультимедийных средств и т.п.).
2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Дифференцированный подход позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития. Для группы сильных обучающихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.), творческие задания.
Для реализации дифференцированного подхода с обучающимися необходимо:
Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.
Класс делится на разные уровни. Дети в каждой группе выполняют свои задания, но при проверке их слушают в каждой группе друг друга, ставят задачу – подобное задание будет домашним (например, для 2 варианта или всем), перед каждым заданием конкретно ставить задачи и подводить итоги.
При организации работ по вариантам важно установить доверительные отношения, использование авторитарного стиля вызывает недоверие учеников к учителю, боязнь.
Развивать устойчивое внимание, так как нужно уметь быстро переключаться от одного вида работ к другому (по вариантам).
Формировать навыки самостоятельной работы и ответственность за результаты своей работы (выход на результат обязательно), что поможет обрести уверенность в своих силах.
Для обучающихся, показавших высокий уровень подготовки, необходимо:
– уделять внимание разноуровневому анализу текста: синтаксическому, пунктуационному, орографическому и т.д.
– активно развивать речевой самоконтроль, умение анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в соответствии с нормами современного русского языка;
– формировать навыки самостоятельной деятельности с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам, мультимедийных средств и т.п.).
Для обучающихся, показавших средний уровень подготовки, необходимо:
– развивать умения и навыки при работе над анализом смысловой связи примеров-иллюстраций текста задания 27 ЕГЭ по русскому языку;
– развивать умение воспринимать информацию и перерабатывать ее (в рамках подготовки к написанию сжатого изложения и альтернативного задания);
– особое внимание уделять формированию практической грамотности обучающихся: продумать систему комплексного повторения и закрепления орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм;
– усилить работу по формированию навыков смыслового чтения и продуцирования текстов заданного формата.
Для обучающихся, показавших низкий уровень подготовки, необходимо:
– составление алгоритма выполнения задания (работа с памятками, схемами);
– расчленение сложного задания на составные части;
– особое внимание уделять формированию практической грамотности обучающихся: продумать систему комплексного повторения и закрепления орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм;
– практиковать написание сжатого изложения на основе аудиозаписи;
– усилить работу по формированию навыков смыслового чтения и продуцирования текстов заданного формата;
– проводить системную работу с орфографическим словарем.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку 2021 года показывает необходимость обратить внимание на подготовку участников, обучающихся по программам СПО и вечерних школ, показывающих стабильно низкие результаты по предмету. Особенно это касается уровня практической грамотности данной категории выпускников.
В работе с одаренными детьми необходимо активнее использовать опубликованные олимпиадные задания, упражнения повышенной сложности, дополнительную учебную литературу по русскому языку, предоставлять им возможности в исследовательской деятельности для расширения лингвистического кругозора и повышения общей культуры языковой личности.
Также рекомендуется:
– широко использовать потенциал элективных курсов для решения актуальных образовательных задач по предмету;
– развивать электронную образовательную среду, позволяющую обучающимся получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы, что актуально для всех категорий учащихся.
3. Рекомендации по темам для обсуждения на методических объединениях учителей-предметников, возможные направления повышения квалификации
Рекомендуем рассмотреть на методических объединениях следующие вопросы:
1. Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы по русскому языку.
2. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку. Анализ результатов ГИА.
3. Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка. Представление опыта учителей.
4. Повышение качества чтения как основы для многоаспектного анализа текста.
5. Интеграция предметов филологического цикла.
6. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
7. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников по русскому языку.
8. Использование эффективных методик преподавания русского языка в условиях регионального билингвизма и многоязычия.
9. Методический анализ перспективных моделей ГИА по русскому языку и корректировка рабочих программ.
Для сохранения устойчивой положительной динамики результатов ГИА по русскому языку также необходимо:
1. Своевременно довести до сведения каждого обучающегося 9, 11 классов требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника основной школы и средней школы, отражённые в демоверсиях ОГЭ, ЕГЭ текущего года.
2. Как можно чаще практиковать написание сочинения для отработки соответствующих навыков.
3. Углублять и расширять знания обучающихся по ранее изученным темам и разделам школьного курса русского языка.
4. Постоянно включать специальные упражнения и задания, направленные на повышение уровня всех видов практической орфографической, пунктуационной, грамматической, речевой грамотности школьников.
5. Для обучающихся, выбравшим государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ-9, 11, организовать специальную подготовку, используя методические рекомендации ФИПИ.
6. Проводить анализ результатов всех диагностических работ и по его итогам вести работу по повышению уровня подготовки школьников.
Возможные направления повышения квалификации:
– особенности подготовки учащихся, для которых русский язык не является родным;
– внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и литературы в условиях многоязычия с учетом специфики региона и неравного уровня владения обучающимися русским языком;
– эффективная курсовая подготовка экспертов ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку;
– овладение современными образовательными технологиями через самообразование и дистанционное обучение.
С целью совершенствования организации и методики преподавания русского языка в Республике Мордовия, учитывая выявленные типичные затруднения и ошибки выпускников 9, 11 классов 2021 года, вниманию профессионального сообщества предлагается следующее:
1. Обсудить в августе – сентябре 2021 года на заседаниях школьных/ городских/ муниципальных методических объединений результаты ГИА-2021 по русскому языку.
2. Рассмотреть возможность прохождения курсов повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации «Новые подходы к развитию профессиональных компетенций учителя-филолога в условиях национальной системы профессионального роста педагога»; «Особенности подготовки обучающихся ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку и литературе».
3. Рассмотреть возможность прохождения курсов повышения квалификации по подготовке экспертов по русскому языку ОГЭ-9, ЕГЭ-11 по темам: «Подготовка председателя и экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ/ГВЭ) по русскому языку»; «Подготовка председателя и экспертов предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательной программе среднего общего образования (ЕГЭ/ГВЭ) по русскому языку».
4. Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр.
5. Использовать возможности электронного образовательного ресурса «Региональная электронная школа «На 5+» для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации
dio.edurm.ru/course/index.php?categoryid=12
6. Организовать проведение онлайн-консультации по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия («500+») на 2021 – 2022 учебного года.
7. Рассмотреть возможность размещения лучших практик по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку на республиканском сайте «Электронная школа».
8. Используя ресурсы сетевого профессионального сообщества учителей русского языка и литературы «Педагог 13.ру»
socpedagog13.edurm.ru/groups/21, организовать анонсирование и участие педагогов в образовательных событиях по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации.