Методический анализ результатов ЕГЭ по биологии.
Раздел 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Рекомендации для системы образования Республики Мордовия (далее — рекомендации) составлены на основе проведенного анализа выполнения заданий КИМ и выявленных типичных затруднений и ошибок (Раздел 3).
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
o Учителям
1. При планировании образовательного процесса на уровнях основного общего и среднего общего образования, при составлении рабочих программ обращать особое внимание на требования ФГОС ООО и ФГОС СОО. Также рекомендуем использовать потенциал портала «Единое содержание общего образования» для создания рабочих программ с помощью конструктора в соответствии с ФООП по предмету «Биология».
2. При подготовке к ЕГЭ знакомить школьников со спецификацией, кодификатором, демоверсией контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по биологии в 2025 году.
3. Рекомендовать обучающимся познакомиться с методическими рекомендациями по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ, подготовленными ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», с видеоконсультациями разработчиков КИМ ЕГЭ, участвовать в марафоне по подготовке к ЕГЭ по биологии «ЕГЭ – это про 100».
4. При организации образовательного процесса в 11 классах использовать дифференцированное, практико-ориентированное обучение школьников с разным уровнем предметной подготовки.
5. Включать в материалы учебных занятий в 10–11 классах задания, связанные с анализом целостного текста: комплексная работа с текстом позволит углубить и расширить представления участников ЕГЭ о различных биологических явлениях, увидеть содержательное единство текста и тем самым снизит риск ошибок.
6. При обсуждении творческих письменных работ школьников (письменных ответов на качественные вопросы и описании экспериментальных работ) необходимо подвергать тщательному разбору типичные ошибки всех видов, допущенные обучающимися, (определение терминов и законов).
7. Совершенствовать образовательные технологии, методы обучения и воспитания, обеспечивающие качество предметных, метапредметных, личностных результатов при подготовке к ЕГЭ по биологии; более широко применять для организации образовательного процесса ресурсы, например, «Библиотека цифрового образовательного контента».
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1. Обеспечить функционирование и развитие региональной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров.
2. Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей биологии с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
3. Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям биологии, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период в целях повышения профессиональных компетенций.
4. Продолжить проведение образовательных событий различного уровня, например, педагогические марафоны «Осенняя школа учителя-2024», «Зимняя школа учителя-2025», «Весенняя школа учителя-2025» и др. с целью повышения профессиональной и творческой активности педагогов, ликвидации профессиональных дефицитов, создание среды профессионального сотрудничества.
5. Использовать сетевое профессиональное сообщество учителей биологии «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups/26), как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей биологии, а также площадку для оказания всесторонней помощи для самообразования по подготовке к ЕГЭ.
6. В рамках деятельности региональной службы оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, функционирующей на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» проводить консультирование участников ЕГЭ по биологии учителей и родителей (законных представителей).
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
1. Формировать методические копилки по подготовке к ЕГЭ по биологии:
кейс разноуровневых проверочных и контрольных работ;
кейс, содержащий тематические дифференцированные тестовые задания при подготовке к ЕГЭ по биологии;
банк цифровых образовательных ресурсов.
2. Систематически проводить анализ результатов обучающихся, разработать систему мониторинга, использовать различные методы диагностики: контрольные, проверочные, диагностические работы, тестирование и др.
3. Проводить системную работу над ошибками на уроке.
4. Привлекать школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении заданий.
5. Использовать электронные ресурсы Библиотеки цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России и др.
6. Углублять и расширять биологические знания для учеников с хорошим и отличным уровнем владения материала; развивать умения применять знания в новой ситуации, отвечая на задания с различной формой предъявления вопроса; формировать читательскую грамотность, чтобы ученики могли выделить главное в задании, по существу выстроить ответ на заданный вопрос; формировать умения в области применения биологических знаний в практических ситуациях, решения заданий на прогнозирование результатов или описание биологического эксперимента, заданий на решение задач по цитологии и генетике.
7. Формировать метапредметные результаты обучения.
o Администрациям образовательных организаций
1. Обеспечить использование материально-технической базы центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центра цифрового образования «IT-куб», в том числе для формирования метапредметных компетенций у обучающихся и организацию внеурочной деятельности по предмету «Биология» в рамках подготовки к ГИА.
2. Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Биология», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
3. Пополнять материально-техническую базу кабинетов биологии современным лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, информационно-техническими средствами.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1. Организовать работу постоянно действующих семинаров-практикумов по вопросам методики подготовки к ЕГЭ по биологии с трансляцией опыта работы учителей, подготовивших высокобалльников.
2. В рамках деятельности постоянно действующей консультационной площадки обеспечить привлечение учителей биологии, вошедших в республиканский методический актив, а также экспертов предметной комиссии ЕГЭ по биологии.
3. Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей биологии на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
1. На заседаниях методических объединениях учителей биологии в 2024 – 2025 учебном году обсудить следующие темы: «Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ по биологии 2024 года»; «Изучение темы «Жизненные циклы основных отделов растений на профильном уровне изучения биологии», «Кариотип, половые хромосомы и аутосомы»; «Сложные вопросы эволюционного учения на базовом и углублённом уровне изучения биологии»; «Методика решения цитологических задач»; «Развитие навыков генетического анализа при решении генетических задач разных типов»; «Анализ и интерпретация родословных», «Анализ и интерпретация биологических экспериментов», «Знакомство с основными теориями биологии и решение заданий с их использованием».
2. Привлекать экспертов предметной комиссии ЕГЭ для участия в методических семинарах, вебинарах, круглых столах по биологии для рассмотрения проблемных вопросов ЕГЭ, с тем, чтобы в дальнейшем использовать их опыт для подготовки школьников к сдаче экзамена по биологии.
3. Провести образовательные практикумы с привлечением учителей, чьи ученики показали на ЕГЭ высокие результаты.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
— Организовать курсы повышения квалификации по ДПП «Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по биологии», «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся: проекториум для педагога», «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя». (Биология).
— Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей биологии на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
Таблица 2-15
№ Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1. «Результаты ГИА по биологии: Анализ. Задачи на новый учебный год» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания», заседание предметной лаборатории учителей биологии.
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя биологии.
2. Республиканский педагогический марафон «Осенняя школа учителя – 2024», секция «Лаборатория естественно-научного и технологического образования: актуальные направления деятельности учителя в 2024 – 2025году»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя биологии.
3. Республиканский семинар-практикум
«Формирование метапредметных компетенций на уроках биологии»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя биологии.
4. Республиканский вебинар
«Ситуационные задачи как инструмент формирования естественно-научной грамотности обучающихся»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя биологии.
5. Всероссийский педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория естественно-научного и технологического образования: создаем эффективное образовательное пространство»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя биологии.
6. Всероссийский педагогический марафон «Весенняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория естественнонаучного и технологического образования: создаем эффективное образовательное пространство»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя биологии.
7. Педагогическая мастерская лаборатории естественно-научного и технологического образования «ЕГЭ — 2025 по биологии: содержание, технологии, рекомендации практиков»
Организация: БУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Республиканский методический актив учителей биологии, эксперты предметной комиссии по биологии, учителя биологии.
8. Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» консультационный центр Республиканский методический актив учителей биологии, эксперты предметной комиссии по биологии, учителя биологии
9. Республиканский конкурс «Про-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» учителя биологии
10 Повышение квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации:
«Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по биологии»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Республиканский методический актив учителей биологии, эксперты предметной комиссии по биологии, учителя биологии
11 Мастер-классы на канале «Точки роста – Технологии успеха. Мордовия» с целью ознакомления с лучшими практиками и мастер-классами учителей биологии Республики Мордовия. Республиканский методический актив учителей биологии, учителя биологии
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2-16
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1. «Результаты ГИА по биологии в 2024г» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования « Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания», заседание предметной лаборатории учителей биологии.
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Республиканский методический актив учителей биологии, эксперты предметной комиссии по биологии, учителя биологии ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
2 Практикум «Эффективное использование эксперимента при подготовке к ГИА по биологии»
Организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение городского округа Саранск «Центр образования «Тавла» — Средняя общеобразовательная школа №17» Руководители методических объединений муниципалитетов Республиканский методический актив учителей биологии, эксперты предметной комиссии по биологии, учителя биологии ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
3 Семинар-практикум «ЕГЭ-2025: стратегии выполнения заданий с развернутым ответом по биологии»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
Руководители методических объединений муниципалитетов Республиканский методический актив учителей биологии, эксперты предметной комиссии по биологии, учителя биологии ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
4 Семинар «Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания заданий) по биологии на конкретных примерах»
Организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39», Руководители методических объединений муниципалитетов Республиканский методический актив учителей биологии, эксперты предметной комиссии по биологии, учителя биологии ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
5 Обеспечение участия учителей биологии в вебинарах
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя биологии.
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 16
№ Мероприятие
1 Педагогический марафон «Эффективные практики подготовки к ГИА по предмету «Биология» в рамках проведения Республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя — 2024»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
2 Семинары, консультации и мастер-классы учителей ОО, выпускники которых показали лучшие результаты ЕГЭ по биологии: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одарённых детей», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12», Лицей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»
3 Пополнение республиканского банка видеоматериалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ/ГВЭ по биологии на базе интернет-ресурса «Электронная школа»
Организация: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
4 Обеспечение участия учителей биологов в образовательных событиях в рамках реализации комплексного плана мероприятий по организационно-методической поддержке центров «Точка Роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центра цифрового образования «IT-куб», создаваемых и функционирующих в Республике Мордовия, на 2024-2025 учебный год
5 Организация участия учителей биологии в республиканском конкурсе «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Региональные диагностические работы для обучающихся не планируются.
2. Организация проведения диагностических работ по оценке профессиональных компетенций для учителей биологии.
Работа по другим направлениям
Проведение оn-line консультаций по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» по биологии для школ, участвующих в реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения в период 2024-2025 учебном году.
Организация наставничества над молодыми учителями биологии.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА ПО БИОЛОГИИ
Специалисты, привлекаемые к анализу результатов ЕГЭ по учебному предмету
Фамилия, имя, отчество Место работы, должность, ученая степень, ученое звание, принадлежность специалиста (к региональным организациям развития образования, к региональным организациям повышения квалификации работников образования, к региональной ПК по учебному предмету, пр.)
Грунюшкина Людмила Алексеевна ГБУ РМ «Центр оценки качества образования – «Перспектива», директор, председатель предметной комиссии по биологии
Специалисты, привлекаемые к подготовке методических рекомендаций на основе результатов ЕГЭ по учебному предмету
Фамилия, имя, отчество Место работы, должность, ученая степень, ученое звание, принадлежность специалиста (к региональным организациям развития образования, к региональным организациям повышения квалификации работников образования, к региональной ПК по учебному предмету, пр.)
Савичева Татьяна Николаевна ГБУ РМ «Центр оценки качества образования – «Перспектива», руководитель РЦОИ
Кондратьева Наталья Павловна ГБУ РМ «Центр оценки качества образования – «Перспектива», тьютор, кандидат педагогических наук
Бокунова Татьяна Геннадьевна ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру», зав.кафедрой основного и среднего общего образования.
Ответственный специалист в субъекте Российской Федерации по вопросам организации проведения анализа результатов ЕГЭ по учебным предметам
Фамилия, имя, отчество Место работы, должность, ученая степень, ученое звание
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования