Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «География» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. ( ЕГЭ-2023)
С целью совершенствования методики преподавания предмета география, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, педагогам рекомендовано использовать конкретные приемы, технологии и методы обучения, а именно:
– шире использовать задания, способствующие формированию различных практических умений и навыков, нацеленных на применение полученных знаний и умений.
В методическом сопровождении тематического планирования увеличить время на решение математических задач (например, на определение высоты Солнца над горизонтом; расчет естественного прироста населения и др.) и выполнение творческих заданий на установление взаимосвязей между природными и социально-экономическими явлениями; уделять больше внимания формированию навыков чтения карт, особенно тематических карт школьных атласов.
Для проверки знаний и умений учителям необходимо использовать различного рода схемы, профили и диаграммы, а также уделять больше времени анализу таблиц и графиков. Важно предлагать учащимся в качестве самостоятельной домашней работы задачи, предполагающие приведение аргументов, для разных точек зрения на географические явления и процессы, требующие доказательств. В ходе текущего контроля необходимо использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и в значительной степени нацелены не на простое воспроизводство полученных знаний, а на проверку сформированности умения их применять.
Таким образом, у учащихся формируются умения применять ранее сформированные знания в новых условиях. Учителям необходимо организовать обобщение и систематизацию наиболее важного и сложного для школьников материала из следующих блоков и тем: «Источники географической информации: географическая карта, план местности»; «Земля как планета Солнечной системы: форма, размеры, движения Земли»; «Земная кора и литосфера: состав, строение и развитие земной коры»; «Атмосфера»; «Географическая оболочка»; «Особенности геологического строения и рельефа территории России»; «Типы климатов и климатообразующие факторы»; «Административно-территориальное устройство РФ».
Учитывая содержание КИМ ЕГЭ, рекомендуется акцентировать внимание на вопросах, связанных с оформлением грамотного и четкого ответа на вопрос задания, знакомить учащихся с методикой оценивания ответа. Это позволит выпускникам правильно строить свой ответ и повысить вероятность получения максимального балла.
Приемы обучения предметных и метапредметных аспектов подготовки обучающихся (технологии):
– необходимо развивать у учащихся логическое мышление, широко используя на уроках конкретные практические задания на сравнение, обобщение, аналогии и другие; обязательно планировать практическую отработку нового материала;
– систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям КИМ ЕГЭ, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий. В системе контроля использовать практико-ориентированные задания, требующие комплексного применения знаний не только из различных разделов курса географии, но и предметов естественно-математического цикла. Например, сочетать задачи по построению профиля рельефа местности используя уроки географии и математики. Это крайне необходимо для отработки учебно-организационных умений на основе интеграции знаний двух школьных учебных предметов.
Для успешной подготовки обучающихся к экзамену учителям географии необходимо выстроить процесс обучения не только на передачу некоторой системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФГБНУ «ФИПИ» (www.fipi.ru):
– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2024 г.;
открытый банк заданий ЕГЭ;
учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
методические рекомендации прошлых лет.
Учителям, методическим объединениям учителей.
С целью совершенствования методики преподавания географии, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, учителям рекомендуется использовать конкретные приемы, технологии и методы обучения, а именно:
– в связи с трудностями, возникающими у учащихся при выполнении заданий повышенного и высокого уровней сложности, педагогам в работе с высокомотивированными обучающимися рекомендуется уделять особое внимание темам и практическим вопросам проблемного характера;
– в работе с обучающимися, имеющими низкий и средний уровни подготовки, обратить внимание на отработку базовых умений и навыков (например, построения профилей местности по фрагменту топографической карты, определение типов климата по климатограммам и др.) и применять практику решения простых тестовых заданий формата ЕГЭ;
– для слабо успевающих учеников важна поддержка учителя, поэтому при организации самостоятельной работы им необходимо предлагать более детальную инструкцию по всем этапам выполнения задания;
– необходимо изменять формы текущего, внутреннего контроля, активнее использовать тестовый контроль, ориентируясь на структуру заданий КИМ ЕГЭ;
– всем категориям обучающихся рекомендовать участвовать в работе дистанционных курсов, в обязательном порядке использовать при подготовке к ЕГЭ Открытый банк заданий ЕГЭ по географии на сайте ФИПИ, регулярно знакомиться с учебно-методическими материалами и методическими рекомендациями ФИПИ;
– при организации самостоятельной работы учащихся обратить внимание на подготовку письменных рефератов, презентаций, кратких эссе на проблемные темы общественно-экономической географии);
– при подготовке к экзамену использовать в работе с обучающимися только учебные пособия по географии по подготовке к ЕГЭ, публикуемые ФИПИ.
В рамках деятельности в муниципальных образованиях предметных секций учителей географии регионального учебно-методического объединения рекомендовать включать в план работы следующую тематику заседаний:
– нормативно-правовое обеспечение ГИА по географии;
– система подготовки к ГИА по географии;
тематический контроль и его роль в успешной подготовке к экзамену по географии;
– специфика подготовки обучающихся разных групп к успешной сдаче итоговой аттестации по географии: использование лучших практик; использование педагогического опыта и лучших практик алгоритмизации выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности и подготовки обучающихся с разным уровнем знания предмета;
– анализ результатов ЕГЭ по географии текущего года в сравнении с результатами прошлых лет. Необходимо проводить практические обучающие семинары по данной проблематике с участием наиболее опытных педагогов, в том числе из числа членов региональной ПК по географии.
Муниципальным органам управления образованием
– Для популяризации географии необходимо создать профессиональное открытое сетевое сообщество с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами. В данном случае будет важным взаимодействие с факультетом геоинформационных технологий и географии МГУ им. Н. П. Огарёва.
– Поощрение эффективного опыта учителей, обучающиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты ЕГЭ по географии.
– Обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций районов при подготовке обучающихся к ЕГЭ по географии (в том числе на уровне межмуниципальных методических объединений).
– Организация по привлечению экспертов РПК по географии с целью проведения мастер-классов, тренингов, чтения лекций и консультаций для учителей, руководителей школьных методических объединений.
– Усиление работы с методическими службами образовательных организаций: помощь в планировании, проведение выездных семинаров, вебинаров, реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогов.
– Проведение публичной защиты методической работы по повышению качества образования в образовательной организации, открытых смотров методической работы.
– Активизация участия учителей географии в семинарах, вебинарах, конференциях, направленных на анализ результатов ЕГЭ-2023, типичных ошибок, разбор наиболее сложных вопросов, методическое сопровождение педагогов по повышению качества подготовки к ГИА по географии, на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
Прочие рекомендации.
Для повышения качества знаний учащихся по географии, в 2023 г. рекомендуется обсудить результаты ЕГЭ на заседаниях методических объединений учителей географии. Провести обучающие семинары и консультации для учителей географии образовательных организаций, учащиеся которых имеют низкие результаты ЕГЭ, по заданиям, вызвавшим наибольшие затруднения. При этом необходимо использовать опыт наиболее успешных практик преподавания сложных тем курса школьной географии.
В программы курсов повышения квалификации учителей географии обязательно включать темы, отражающие хозяйственную специализацию регионов России, факторы, влияющие на размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства в мире и России, современные изменения в размещении производств в России и мире, последствия влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
К числу наиболее важных вопросов и рекомендаций для рассмотрения при организации курсов повышения квалификации учителей географии региона необходимо отнести:
1. Анализ результатов ЕГЭ 2023: разбор типичные ошибок и наиболее сложных заданий.
2. Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания по географии.
3. Структура и содержание контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования по географии, которые будут использоваться в 2024 году.
4. Разбор сложных тем, усвоение которых всеми школьниками региона в целом, нельзя считать достаточным.
5. Система оценивания заданий КИМ ЕГЭ по географии разного уровня сложности.
6. Привлечение к теоретическим и практическим занятиям на КПК учителей, имеющих успешные и эффективные практики по подготовке к ЕГЭ и получению высоких результатов.
Для учителей географии республики рекомендуется использование ресурсов проекта «Школа профессионального мастерства»
cppm.asoumo.ru/index.php/proekty/shkola-prof-masterstva/geografiya. Проект уделяет особое внимание реализации комплекса мер по повышению предметных и методических компетенций педагогов для преодоления их профессиональных дефицитов. Ресурсы проекта позволяют использовать банки заданий и диагностические работы для школьников с разными уровнями предметной подготовки.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях в дорожную карту по развитию региональной системы образования на 2022 – 2023 уч.г.
Таблица 2 14
№ Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1 Конференция учителей географии
«Результаты ЕГЭ по географии в Республике Мордовия в 2023 году» 22.08.2023 – анализ результатов ЕГЭ по географии на ежегодном августовском совещании учителей географии.
26.10.2023 – круглый стол. Руководители муниципальных методических объединений учителей географии
Председатель и эксперты ПК Обсуждены результаты ЕГЭ 2023 года, намечены мероприятия по подготовке к ГИА 2024 г.
2 Организация курсов повышения квалификации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА Программа повышения квалификации «Подготовка председателя и экспертов предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ/ГВЭ) по географии». ГБУ ДПО Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»», объем – 36 ч. Повышение квалификации учителей географии.
Выработка методических рекомендаций по изменению подходов преподавания и подготовки обучающихся к сдаче ГИА в 2024 г.
5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 учебном году на региональном уровне.
5.2.1. Повышение квалификации учителей в 2023-2024 уч.г., в том числе учителей ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ Тема программы ДПО (повышения квалификации) Критерии отбора ОО, учителей для обучения по данной программе (например, ОО с аномально низкими результатами или все учителя по учебному предмету и т.п.) Перечень ОО (указать конкретно), учителя которых рекомендуются для обучения по данной программ
1 Проблемы повышения качества результатов образовательного процесса и государственной итоговой аттестации выпускников по географии
Учителя ОО с низкими результатами МБОУ «Явасская СОШ»
МОУ«СОШ №22»
МОУ «СОШ №40»
МБОУ «Ардатовская СОШ»
МБОУ «Теньгушевская СОШ»
МБОУ «Комсомольская СОШ №2»
МБОУ «Торбеевская СОШ №1»
5.2.2. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
№ Дата
(месяц) Мероприятия
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 IV квартал 2023 года Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей географии в ОО с низкими образовательными результатами
ГБУ «Центр оценки качества образования «Перспектива»
2 В течение уч. года Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателями предметных комиссий
3 По графику Проведение мастер-классов преподавателями ОО, показавших высокие результаты ЕГЭ по географии.
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
4 В течение года Организация работы сетевого профессионального сообщества учителей географии «Педагог 13.ру»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру».
5.2.3. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 16
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 В течение 2023-2024 учебного года Вебинары по подготовке к ЕГЭ по географии 2024 г.
2 В течение 2023-2024 учебного года Круглый стол или семинар по обмену опытом и эффективными практиками при подготовке к ЕГЭ по географии 2024 г.
3 Октябрь 2023 Мастер-класс «Этапы подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии».
МОУ «СОШ №40».
4 Ноябрь 2023 Мастер-класс «Эффективные формы работы по подготовке к ЕГЭ по географии» МБОУ «Комсомольская СОШ №2»
5 В течение учебного года Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по географии на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». «Педагогическая мастерская»
5.2.4. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2023 г.
1. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей географии в ОО с низкими образовательными результатами.
2. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч., в рамках дистанционных курсов повышения квалификации в целях проверки предметной компетенции учителя
5.2.5. Работа по другим направлениям
1. Активизировать работу по вовлечению и участию обучающихся 8–11 классов Республики Мордовия в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии.
2. Продолжить работу в 2023–2024 учебном году по привлечению учащихся к участию в проектной деятельности на уровне различных конкурсных площадок.
3. Проведение онлайн-консультаций, педагогических десантов по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+») на 2023–2024 учебный год.