Рейтинг: 53575
Создана: 11 лет назад

Учителя географии

Основная информация

Администратор группы:
Горявская Татьяна Петровна

«География! Такая ёмкость слова!

  География для всех не только звук!

  География – опора и основа

  всех без исключения наук!»


Цель работы сообщества:

  • объединение учителей географии Республики Мордовия;
  • оказание методической помощи учителям географии.

Задачи:

  • обмен педагогическим опытом;
  • обсуждение проблем, возникающих в процессе работы;
  • обсуждение проблем, связанных с процессом реформирования образования;
  • создание атмосферы сотрудничества и сотворчества учительства Республики Мордовия.

Участники сообщества: учителя географии, руководители образовательных организаций, методисты и преподаватели вузов,

учащиеся и родители. А также все, кто интересуется вопросами преподавания географии в школе.

Направления работы:

  • Опыт использования ИКТ и Интернет-ресурсов в преподавании географии.
  • Проектная методика на уроках географии.
  • Педагогическая мастерская (презентации, уроки, мастер-классы, внеурочная деятельность).
  • Олимпиадное движение.
  • Творческая мастерская (творчество учителей и учащихся).
  • Обзор рекомендуемых учебно-методических линий по географии.
  • Библиотека учителя географии.

Стена группы

Загрузка...
2 месяца назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2024г. (ЕГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «География».
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
С целью совершенствования методики преподавания географии в школе, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, педагогам рекомендовано использовать конкретные приемы, технологии и методы обучения, а именно:
– шире использовать задания, способствующие формированию различных практических умений и навыков;
– в методическом сопровождении тематического планирования увеличить время на решение математических задач (например, на определение высоты Солнца над горизонтом; расчет естественного прироста населения и др.) и выполнение творческих заданий на установление взаимосвязей между природными и социально-экономическими явлениями;
– уделять больше внимания формированию навыков чтения карт, особенно тематических карт школьных атласов.
Для проверки знаний и умений необходимо использовать различного рода схемы, профили и диаграммы, а также уделять больше времени анализу таблиц и графиков. Важно предлагать учащимся в качестве самостоятельной домашней работы задачи, предполагающие приведение аргументов, для разных точек зрения на географические явления и процессы, требующие доказательств. В ходе текущего контроля необходимо использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и в значительной степени нацелены не на простое воспроизводство полученных знаний, а на проверку сформированности умения их применять.
Таким образом, у учащихся формируются умения применять ранее сформированные знания в новых условиях. Необходимо организовать обобщение и систематизацию наиболее важного и сложного для школьников материала из следующих блоков и тем: «Источники географической информации: географическая карта, план местности»; «Земля как планета Солнечной системы: форма, размеры, движения Земли»; «Земная кора и литосфера: состав, строение и развитие земной коры»; «Атмосфера»; «Географическая оболочка»; «Типы климатов и климатообразующие факторы»; «Административно-территориальное устройство РФ»; «Демографические процессы в мире и России».
Учитывая содержание КИМ ЕГЭ, рекомендуется акцентировать внимание на вопросах, связанных с оформлением грамотного и четкого ответа на вопрос задания, знакомить учащихся с методикой оценивания ответа. Это позволит выпускникам правильно строить свой ответ и повысить вероятность получения максимального балла.
Приемы обучения предметных и метапредметных аспектов подготовки обучающихся (технологии):
– необходимо развивать у учащихся логическое мышление, широко используя на уроках конкретные практические задания на сравнение, обобщение, аналогии и другие; обязательно планировать практическую отработку нового материала;
– систематически обучать школьников приемам работы с различными  типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям КИМ ЕГЭ, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий. В системе контроля использовать практикоориентированные задания, требующие комплексного применения знаний не только из различных разделов курса географии, но и предметов естественно-математического цикла. Например, сочетать задачи по определению масштаба карты используя уроки географии и математики. Это крайне необходимо для отработки учебно-организационных умений на основе интеграции знаний различных учебных предметов.
Важно учитывать методические подходы к ребятам различного уровня подготовки. При организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении умений, навыков и способов деятельности.
Необходимо провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков
Использовать результаты государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по географии как диагностику сформированности базовых знаний и умений, а также внести необходимые коррективы в календарно-тематическое и поурочное планирование основных тем курса географии;

4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

 Учителям
Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий экзаменационной работы. Причиной типичных ошибок чаще являются не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание ключевой географической терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей.
При проведении текущего и тематического контроля знаний и умений учащихся по географии в основной школе объектом особого внимания должно стать достижения требований стандарта, составляющих фундамент географической подготовки – умений работать с географическими картами. Анализ типичных ошибки участников ЕГЭ по географии показывает, что сформированные в 6-7 классах соответствующие умения у части выпускников впоследствии утрачиваются, так как слабо актуализируются при изучении курса географии России в 8-9 классах. Для закрепления данных умений можно предложить чаще применять задания, в которых они используются: определить промышленную специализацию города, имеющего определенные географические координаты; используя масштаб карты дать количественную оценку при сравнении размеров территорий или расстояний между пунктами, а не ограничиваться оценками «больше – меньше».
Причиной многих типичных ошибок при выполнении заданий, проверяющих содержание раздела «Природа Земли и человек» является сформированность ложных представлений о повышении атмосферного давления и температуры воздуха с высотой, о распределении тепла и влаги по поверхности Земли. Вполне вероятно, что данные знания, формируемые в течение первых лет изучения предмета, могут утрачиваться частью учащихся, поэтому особенно важным представляется актуализировать их в 10 классе при рассмотрении вопросов географии сельского хозяйства, размещения населения мира и отдельных регионов.
Анализ ответов выпускников по вопросам раздела «Природопользование и геоэкология» показывает, что многие из них не понимают, что любое целенаправленное изменение человеком окружающей среды наряду с намеченным положительным эффектом имеет негативные последствия. Также можно констатировать наличие определенных стереотипов мышления, являющимися следствием низкого уровня естественнонаучной грамотности, «донаучных» знаний, почерпнутых, например, из средств информации. Значительная часть учащихся не понимает причины экологических проблем глобального характера. Так, большинство учащихся правильно называют повышение содержания СО2 в атмосфере как причины усиления парникового эффекта», но менее половины из них знают, что основным источником выбросов углекислого газа является тепловая энергетика. Треть выпускников считает, что основной источник загрязнения атмосферы – атомная энергетика.
Усиление компетентностной направленности школьного географического образования, на которое нацеливают образовательные стандарты, во многом может быть реализовано при изучении вопросов именно природопользования и геоэкологии. Для реализации этого потенциала необходимо усиление связи их изучения с жизнью страны и мира, более широкое использование на уроках анализа событий, являющихся предметом пристального внимания общественности, средств массовой информации.
При изучении курса экономической и социальной географии мира дополнительное внимание необходимо уделить формированию умений оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию. Так, сравнить ресурсообеспеченность стран различными полезными ископаемыми с использованием статистических данных могут порядка 60 % выпускников.
При анализе статистических данных, характеризующих демографическую ситуацию, многие выпускники допускают ошибки, связанные с непониманием взаимозависимости между показателями, характеризующими возрастную структуру и естественный прирост населения, влияния средней продолжительности жизни на возрастную структуру населения. Можно предположить, что такая картина объясняется тем, что не во всех действующих учебно-методических комплектах имеется материал, необходимый для проведения соответствующих практических работ, предусмотренных примерной программой. Для решение этой проблемы учитель может использовать задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных в открытом доступе на сайте ФИПИ www.fipi.ru.
Для успешной подготовки обучающихся к экзамену учителям географии необходимо выстроить процесс обучения не только на передачу некоторой системы теоретических знаний, но и на формирование умений применять эти знания на практике в различных ситуациях.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать:
– материалы с сайта ФГБНУ «ФИПИ» (www.fipi.ru):
– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2025 г.;
 открытый банк заданий ЕГЭ;
 учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
 методические рекомендации прошлых лет.
 ресурсы Библиотеки цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России и др.
 сайт «Единое содержание общего образования».

 ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
 Продолжить дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей географии с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы с привлечением учителей географии, вошедших в республиканский методический актив.
 Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям географии, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период в целях повышения профессиональных компетенций.
 Использовать сетевое профессиональное сообщество учителей географии «Педагог 13.ру» (https://socpedagog13.edurm.ru/groups/28) как одну из эффективных форм развития профессиональных компетенций учителей географии, а также площадку для оказания всесторонней помощи для самообразования по подготовке к ЕГЭ.
 Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей географии на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.

4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
С целью совершенствования методики преподавания географии, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, учителям рекомендуется использовать конкретные приемы, технологии и методы обучения, а именно:
– в связи с трудностями, возникающими у учащихся при выполнении  заданий повышенного и высокого уровней сложности, педагогам в работе с высокомотивированными обучающимися рекомендуется уделять особое внимание темам и практическим вопросам проблемного характера;
– в работе с обучающимися, имеющими низкий и средний уровни подготовки, обратить внимание на отработку базовых умений и навыков (например, определение особенностей демографических процессов в странах мира и др.) и применять практику решения простых тестовых заданий формата ЕГЭ;
– для слабо успевающих учеников важна поддержка учителя, поэтому при организации самостоятельной работы им необходимо предлагать более детальную инструкцию по всем этапам выполнения задания;
– необходимо изменять формы текущего, внутреннего контроля, активнее использовать тестовый контроль, ориентируясь на структуру заданий КИМ ЕГЭ;
– всем категориям обучающихся рекомендовать участвовать в работе дистанционных курсов, в обязательном порядке использовать при подготовке к ЕГЭ Открытый банк заданий ЕГЭ по географии на сайте ФИПИ, регулярно знакомиться с учебно-методическими материалами и методическими рекомендациями ФИПИ;
– при организации самостоятельной работы учащихся обратить внимание на подготовку письменных рефератов, презентаций, кратких эссе на проблемные темы общественно-экономической географии);
– при подготовке к экзамену использовать в работе с обучающимися только учебные пособия по географии по подготовке к ЕГЭ, публикуемые ФИПИ.

o Администрациям образовательных организаций
– поощрение и тиражирование эффективного опыта учителей, обучающиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты ЕГЭ по географии;
– обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций районов при подготовке обучающихся к ЕГЭ по географии (в том числе на уровне межмуниципальных методических объединений);
– организация по привлечению экспертов РПК по географии и республиканский методический актив с целью проведения мастер-классов, тренингов, чтения лекций и консультаций для учителей, руководителей школьных методических объединений;
— обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «География», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
— пополнять материально-техническую базу кабинетов географии наглядными пособиями итд.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
Для повышения качества знаний учащихся по географии в 2025 г. рекомендуется:
 Привлекать экспертов предметной комиссии ЕГЭ для участия в методических семинарах, вебинарах, практикумах по географии для рассмотрения проблемных вопросов ЕГЭ с тем, чтобы в дальнейшем использовать их опыт для подготовки школьников к успешной сдаче экзамена.
 Провести образовательные практикумы с привлечением учителей, показавших на ЕГЭ высокие результаты.
 Организовать курсы повышения квалификации по ДПП «Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по географии», «Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя» (География).
 Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов».

4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

К числу наиболее важных вопросов и рекомендаций для рассмотрения при организации курсов повышения квалификации учителей географии региона необходимо отнести:
1. Анализ результатов ЕГЭ 2024: разбор типичные ошибок и наиболее сложных заданий.
2. Кодификатор распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания по географии.
3. Структура и содержание контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования по географии, которые будут использоваться в 2025 году.
4. Разбор сложных тем, усвоение которых всеми школьниками региона в целом, нельзя считать достаточным.
5. Система оценивания заданий КИМ ЕГЭ по географии разного уровня сложности.
6. Привлечение к теоретическим и практическим занятиям на КПК учителей, имеющих успешные и эффективные практики по подготовке к ЕГЭ и получению высоких результатов.

4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования

1. Обучение по программам повышения квалификации в 2024/2025 г. «Подготовка председателя и экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» по предмету «География», ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» в объеме 72 ч. с выдачей удостоверений.
2. Обучение по программе повышения квалификации «Подготовка председателей и экспертов региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ/ЕГЭ) по географии», ФГБУ ДПО Республики Мордовия «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», в объеме 36 ч., с выдачей удостоверений.

Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.3. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
5.3.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14

№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1. Семинар-практикум «Анализ результатов ЕГЭ по географии: типичные ошибки и пути их преодоления» в рамках педагогического марафона «Осенняя школа учителя – 2024».
Место проведения: МГУ им. Н. П. Огарёва, институт геоинформационных технологий и географии Председатель и эксперты предметной комиссии, руководители районных методический объединений, учителя географии, в том числе из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ
2. Консультации для учителей географии, в том числе по сложным вопросам подготовки к ГИА.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя географии
3. Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения в Республике Мордовия.
(ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ – Педагог13.ру» совместно с председателем ПК ЕГЭ по обществознанию) Учителя географии из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ
4. Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: лекции и мастер-классы методистов и опытных учителей с обсуждением и комментарием.
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Руководители районных методический объединений, учителя географии.
5. Семинар для экспертов предметной комиссии по географии «Структура и содержание КИМ ЕГЭ по географии, методика оценивания».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Председатель и эксперты предметной комиссии, руководители районных методический объединений, учителя географии
6. Курсы повышения квалификации для экспертов предметной комиссии по географии по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по географии» (36 часов).
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Эксперты предметной комиссии.
7. Методический практикум «Подготовка обучающихся к ГИА по географии: методический аспект» в рамках педагогического марафона «Весенняя школа учителя – 2025».
Место проведения: ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру». Учителя географии, в том числе из ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ

5.3.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1. Заседание предметной лаборатории учителей географии «Результаты ГИА по географии в 2024г.» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания»,
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
2. Круглый стол по обмену опытом и лучшими практиками при подготовке к ЕГЭ по географии 2024 г. в рамках педагогического марафона «Зимняя школа учителя-2025»
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
3. Мастер-класс «Стратегии подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии».
МОУ «СОШ №30»
4. Мастер-классы «Эффективные формы работы по подготовке к ЕГЭ по географии» в рамках педагогических марафонов.
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру
5. Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по географии на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру». «Педагогическая мастерская»
5.3.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.

Проведение корректирующих диагностических работ по географии в 2024/2025 учебном году не планируется.
5.3.4. Работа по другим направлениям
Продолжить работу по вовлечению и участию обучающихся 9-11 классов Республики Мордовия в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по географии. Продолжить работу в 2024-2025 учебном году по привлечению учащихся к участию в проектной деятельности на уровне различных конкурсных площадок.

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по учебному предмету:
Сарайкина Светлана Васильевна Кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, зам. директора по научной работе института геоинформационных технологий и географии МГУ им. Н. П. Огарёва. Председатель предметной комиссии ЕГЭ по географии
Проняшина Вера Викторовна Учитель высшей категории СОШ № 39 с углубленным изучением отдельных предметов
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Бокунова Татьяна Геннадьевна ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру», зав.кафедрой основного и среднего общего образования.
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Загрузка...
2 месяца назад
#
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2024г. (ОГЭ)
Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «География»

4.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся

o Учителям
На основании анализа статистических данных о результатах выполнения отдельных заданий экзаменационной работы и ОГЭ по географии в 2024 году в целом, анализа выявленных типичных затруднений и ошибок, обучающихся предлагается ряд общих рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета «Географии» в образовательных организациях республики Мордовия.
1. Для достижения требований к результатам образования, отраженных в ФГОС и в содержании КИМ основного государственного экзамена по географии, необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование у обучающихся комплексных и системных знаний по географии, на выработку главных предметных умений и навыков, связанных с применением знаний в различных учебных ситуациях:
– умений использовать полученные знания по географии для анализа различной текстовой информации (научно-популярной, художественной, деловой, статистической и пр.);
– умений чтению и сопоставлению карт различных видов и тематики;
– навыков извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карт атласов, статистических материалов, диаграмм, графиков, текстов);
– сосредоточиться на формировании понимания основных географических закономерностей и причинно-следственных связей в природных процессах и явлениях, а также между хозяйственной деятельностью людей и природой.
2. Организовать системную образовательную деятельность по предмету, ориентированную:
– на формирование у обучающихся метапредметных умений, основанных на универсальных учебных действиях, таких, как составление планов, работа с картой, географической номенклатурой и справочной литературой;
– на формирование общих интеллектуальных знаний и умений: знать основные географические понятия, делать обобщения, устанавливать соответствия, проводить классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать на их основе выводы и умозаключения; применять и преобразовывать тексты и схемы для решения учебных и познавательных задач по предмету; умений применять географические знания в различных предметных областях (математике, физике, химии, истории, литературе), а также в практических жизненных ситуациях.
– в процессе подготовки к ГИА в 9 классе рекомендовать учащимся планировать работу по практическому освоению инструктивных рекомендаций по рациональному использованию времени при выполнении заданий.
Необходимо:
– усилить методический аппарат учителя теми видами учебных работ, которые способствуют формированию усидчивости, внимательности и предполагают различные виды аналитической деятельности:
– необходимо обратить внимание ученика на имеющийся и возможный алгоритм выполнения заданий, направленных на решение географических задач;
– отработать навык анализа содержания самого задания: что именно и как надо сделать для его выполнения.
– использовать возможности системного подхода, т. к. задача учителя состоит в построении иерархии понятий, изучении их во взаимосвязи с практической деятельностью.
– углублять работу с содержательными аспектами географической информацией, в частности особое внимание уделять умениям находить главную информацию в тексте заданий, выявлять проблематику, объяснять причинно-следственные связи и делать правильные выводы и умозаключения.

ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
При подготовке школьников к аттестации органы управления образованием должны обеспечить правовую и методическую помощь учителям:
– необходим полный доступ к информационным технологиям как для учителей, так и для учащихся;
– обеспечить доступ к материалам сайтов ФИПИ (www.fipi), документам, регламентирующие разработку КИМ для ГИА по географии (кодификаторы элементов содержания, спецификации и демонстрационные варианты экзаменационных работ);
– обеспечить наличием учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену по учебному предмету «География».
– организация систематической работы учителя-предметника, администрации ОО и органов муниципального управления образованием по проведению диагностических работ, в том числе с отработкой умения заполнять бланки ответов. Учитывая, что существуют различия в заполнении бланков по разным учебным предметам.
Организовать целенаправленную деятельность по географии, ориентированную:
– на формирование у обучающихся метапредметных умений, основанных на универсальных учебных действиях, таких, как составление плана, работа с картой и географической номенклатурой, справочной литературой;
– на формирование общих интеллектуальных умений: умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; применять и преобразовывать текст и схемы для решения учебных и познавательных задач по предмету; умений применять внутрипредметный и межпредметный перенос знаний, т. к. в география применяются математические, физические, исторические, химические и другие аспекты знаний.

4.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки

o Учителям
Для повышения эффективности подготовки к ОГЭ учителю географии необходимо определить уровень подготовленности и мотивации к экзамену каждого учащегося, а главное, объективно оценивать потенциальные возможности школьника. Кроме того, формировать позитивное отношение обучающегося к контролю знаний по географии.
Уровень (группа) 1 (экзаменуемые, набирающие от 0 до 11 тестовых баллов).
1. Своевременно диагностировать пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся.
2. Апробировать различные инструменты организации предметного содержания учебного материала: поэтапное введение заданий разной сложности КИМ по ОГЭ в учебный процесс по географии; разбирать алгоритмы решения различных математических задач, применяемых в географии при изучении различных блоков географических тем как в физической, так и в экономической географии.
3. Формировать и совершенствовать навыки использования школьниками стратегий и приемов смыслового чтения, с помощью которых они могут овладеть навыком чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов; умением анализировать текстовые материалы и делать на основе анализа выводы и умозаключения.
4. Регулярно использовать дидактические материалы: специальные обучающие таблицы и схемы для самоконтроля, карточки заданий, компьютерные тесты, карточки-тренажёры и др.
Уровень (группа) 2 (экзаменуемые, набирающие от 12 до 18 тестовых баллов).
1. Усилить внимание к формированию географической компетенции обучающихся.
2. Проводить тренинги по разделам школьной программы по географии, направленные на повышение эффективности выполнения обучающимися заданий КИМ.
3. Углублять работу с содержательной стороной текстовых материалов по географии для совершенствования навыков сравнения, обобщения, анализа и умозаключения.
4. Использовать в образовательной практике разные виды заданий, развернутые аргументированные письменные и устные ответы на вопросы – те виды работ, которые позволяют формировать комплекс коммуникативных умений и навыков, проверяемых заданиями ОГЭ по географии.
Уровень (группа) 3 (экзаменуемые, набирающие от 19 до 25 тестовых баллов).
1. Обеспечить выбор форм работы, способствующих интенсификации обучения: проведение разминок, решение кейсов и пр. по всем разделам географии с 6 по 9 класс.
2. Включить в систему индивидуальной самостоятельной работы учащихся упражнения и задания, обеспечивающие повышение эффективности выполнения заданий ОГЭ по географии, вызывающих затруднения.
Уровень (группа) 4 (экзаменуемые, набирающие от 26 до 31 тестовых баллов).
1. Целенаправленно формировать все компоненты географической культуры обучающихся.
2. Создавать условия для работы над индивидуальными исследовательскими проектами по тематике предметной области.
3. Активно стимулировать интерес школьников к самостоятельной творческой деятельности в предметной и метапредметной областях как в урочное, так и во внеурочное время.
4. Совершенствовать умения обучающихся осуществлять самоконтроль через систематическое редактирование собственных ответов с эталоном.

o Администрациям образовательных организаций
Подготовка к ГИА по географии должна выстраиваться в обязательном соответствии с нормативно-документальной базой, сопровождающей организацию и проведение государственной аттестации в текущем году. Поэтому администрации образовательных учреждений и организаций должны обеспечить знакомство учителей выпускных классов с основными федеральными нормативными документами: (https://fipi.ru/oge/normativno-pravovye-dokumenty), настоять на том, чтобы учителя использовали в работе материалы ФГБНУ «ФИПИ»: открытый банк заданий fipi.ru/oge/otkrytyy-bankzadaniy-oge#!/tab/173942232-8; рекомендованные ФГБНУ «ФИПИ» пособия.

o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
При подготовке выпускников к аттестации муниципальные органы управления образованием должны обеспечить правовую и методическую помощь учителям:
– необходимо создать современную технологическую среду и полный доступ к информационным технологиям как для учителей;
– регулярно проводить круглые столы или семинары по проблемным аспектам ОГЭ по географии и предлагать демонстрацию лучших практик учителей, добивающихся высоких результатов по предмету в ходе экзаменационных компаний прошлых лет.
Результаты ОГЭ показывают, что выпускники с разными уровнями подготовки по-разному справляются с заданиями всех уровней сложности. Поэтому в учебном процессе необходимо использовать методику дифференцированного обучения детей с учетом наличия у них различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития. С целью совершенствования методики преподавания предмета география, направленной на устранение выявленных недостатков в подготовке обучающихся, педагогам рекомендовано использовать различные приемы, технологии и методы обучения.
Одной из таких технологий может выступать работа в группах, кейс-технологий, игровая форма обучения и другие. Так, для повышения эффективности работы с учащимися разного уровня обучения целесообразно на уроках включать обучающихся в индивидуально-групповую работу, применять инновационные образовательные технологии, формы и методы обучения (ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка, и дифференцировать задания, т. е. использовать задания разного вида и сложности на каждом этапе урока).

СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА по географии:

Сарайкина Светлана Васильевна Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, институт геоинформационных технологий и географии, зам. директора института по научной работе, председатель предметной комиссии по географии
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Курцева Ольга Анатольевна Министерство образования Республики Мордовия, заместитель начальника отдела общего образования

Загрузка...
2 месяца назад
#
Программа августовских вебинаров Фонда наследия Менделеева
совместно с АО «Издательство «Просвещение» и авторами учебных
пособий по теме: «Современные подходы в школьном образовании
в 2024/2025 учебном году»
Регистрация на вебинары осуществляется по ссылке:
forms.gle/TycMWXeTyGJPGg2X7
Загрузка...
3 месяца назад
#
28 августа 2024 года в 11:00–14:00 (МСК) компания «Цифриум» проводит августовскую педагогическую онлайн-конференцию «AI. Августовка — Цифриум 2024».

Российская компания «Цифриум» реализует задачи по повышению качества и доступности образования в России, помогает школам и учителям использовать современные цифровые технологии. Цифровая платформа «Цифриум» помогает реализовывать более 150 образовательных продуктов, проводить школьные и муниципальные этапы всероссийской школьников, а также подготовку к олимпиадам с лучшими преподавателями страны.

Ключевые темы конференции:

– Искусственный интеллект в школьном образовании: вызовы и возможности
– Эффективные решения для развития одаренных детей
– Цифровые инструменты изучения русского языка как иностранного
– Цифровые кружки — дополнительное образование в новом формате
– Цифровые кружки по беспилотным авиационным системам

В программе конференции запланированы дискуссии, тематические площадки и мастер-классы с участием экспертов.

К участию приглашаются руководители и специалисты органов управления образованием, руководители, заместители руководителя, методисты и педагогические работники образовательных организаций.

Познакомиться с программой и зарегистрироваться можно avgust.cifrium.ru/.
Загрузка...
Республиканский конкурс «Старт в профессию – 2024»

В целях развития общественной, профессиональной и научно-исследовательской активности молодых учителей, создания единого пространства общения и обмена опытом, профессионального роста молодых педагогов Республики Мордовия с 1 по 30 апреля 2024 года проводится республиканский конкурс «Старт в профессию». Организаторами конкурса являются Министерство образования Республики Мордовия, ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру», Мордовская республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Участники конкурса – молодые педагоги в возрасте до 35 лет со стажем работы в образовательных учреждениях до 5 лет, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.
Задачи Конкурса:
выявление талантливых, творчески работающих молодых педагогов;
выявление и поддержка перспективных инициатив молодых педагогов;
стимулирование исследовательской деятельности молодых учителей и применение ими инновационных форм, методов и приёмов обучения в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
развитие профессионального мастерства молодых педагогических кадров;
создание открытого банка методических, дидактических авторских материалов;
активизация деятельности педагогических коллективов образовательных организаций по созданию условий успешной адаптации и профессионального развития молодых педагогов.
Тема конкурса в 2024 году: «Молодые, компетентные, ответственные».
Конкурс проводится по четырем номинациям:
«Молодые педагоги дошкольного образования»;
«Молодые педагоги начального общего образования»;
«Молодые педагоги основного и среднего общего образования»;
«Молодые педагоги организаций дополнительного образования детей».
Конкурсные работы необходимо представить в оргкомитет не позднее 15 апреля 2024 года.

Приложение: Положение о республиканском конкурсе «Старт в профессию –2024».
Загрузка...
8 месяцев назад
#
Новые поступления учебно-методических изданий от издательства «ВАКО»
Представляем вашему вниманию новые поступления учебно-методических изданий по финансовой грамотности, поурочные разработки по общеобразовательным предметам для педагогов, а также рабочие тетради и прописи для подготовки детей к школе.

Все издания представлены в читальном зале Информационно-библиотечного центра ЦНППМ «Педагог13.ру».
pedagog13.edurm.ru/news-joom/2560-novye-postupleniya-uchebno-metodicheskikh-izdanij-ot-izdatelstva-vako
Загрузка...
11 месяцев назад
#
Уважаемые коллеги!
Минпросвещения России, совместно с федеральным государственным
бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи
и воспитания» (далее – Институт воспитания) реализуется ряд просветительских
проектов для родителей (законных представителей), которые направлены
на их информирование об актуальных вопросах обучения и воспитания в различных
форматах (текстовые, аудио и видеоформаты, обучающие марафоны).
С 2021 года возобновлен выпуск журнала «Семья и школа». Издание выходит
в трех форматах: электронная версия (доступна на портале семьяишкола.рф),
печатный выпуск, аудиожурнал.
Подготовлено электронное пособие для родителей «От рождения до вуза:
настольная книга ответственного родителя», в котором собраны актуальные статьи,
темы, подборки, которые помогут родителям (законным представителям)
в воспитании детей с учетом возрастных особенностей.
Электронное пособие, в том числе, содержит материалы в области
психологии, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма,
семейного чтения, воспитания традиционных ценностей и многое другое.
Материалы дополнены видео, подкастами, презентационными материалами
и полезными памятками (активные ссылки в сборнике). Указанное электронное
пособие размещено по адресу
xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ot-rozhdeniyado-vuza-nastolnaya-kniga-otvetstvennogo-roditelya/index.php?sphrase_id=82059
Загрузка...
Состоится Первая научно-практическая конференция «Сила в открытиях»
С 4 по 6 декабря состоится Первая научно-практическая конференция «Сила в открытиях» по приоритетным направлениям географии и смежных наук. Это уникальная возможность для специалистов представить результаты своих работ, теоретических и практических исследований, экспедиций и наблюдений.Особое внимание Конференция уделяет регионам Донбасса и Новороссии. Организатором масштабного мероприятия является Русское географическое общество при поддержке Фонда президентских грантов. По словам Вице-президента РГО, академика РАН Александра Чибилева, деятельность Русского географического общества в регионах Донбасса и Новороссии будет способствовать восстановлению взаимодействия географии, биологии, краеведения в исторических границах отечественной науки.
Для участников конференции организован широкий спектр тематических направлений: от биологии и экологии до краеведения, педагогики и наук о Земле. Научная программа конференции включает пленарные, устные (очные и онлайн) доклады и стендовые сообщения. Особое внимание Конференция уделяет регионам Донбасса и Новороссии. Организатором масштабного мероприятия является Русское географическое общество при поддержке Фонда президентских грантов. По словам Вице-президента РГО, академика РАН Александра Чибилева, деятельность Русского географического общества в регионах Донбасса и Новороссии будет способствовать восстановлению взаимодействия географии, биологии, краеведения в исторических границах отечественной науки.
Для участников конференции организован широкий спектр тематических направлений: от биологии и экологии до краеведения, педагогики и наук о Земле. Научная программа конференции включает пленарные, устные (очные и онлайн) доклады и стендовые сообщения.
mk.rgo.ru/news/sostoitsya-pervaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sila-v-otkrytiyah
Загрузка...
11 месяцев назад
#
В настоящее время Российским обществом «Знание» по всей стране
проводится акция «Достижения России».
Сроки проведения акции в Республике Мордовия – 1-13 декабря 2023 г.
Цель акции – рассказать о достижениях регионов и страны в формате
лекций, мастер-классов и т. д.
Акция проходит в рамках образовательной программы выставки
«Россия» на ВДНХ.
Продолжительность занятия – в течение урока.
Даты проведения: 1-7 декабря 2023 г. (основные), 8-13 декабря 2023 г.
(дополнительные).
Презентации и тексты занятий доступны для скачивания по
представленным ниже ссылкам.
Темы на выбор:
1) «Достижения Республики Мордовия»
(https://disk.yandex.ru/d/cIHAEKYnqjNjeg).
2) «Достижения России в XXI веке»
(https://disk.yandex.ru/d/32QtRO7P41xNtw). Материалы предоставлены
центральным аппаратом Российского общества «Знание».
Для оформления занятия как официального мероприятия Российского
общества «Знание» необходимо за 4 дня до проведения занятия
проинформировать директора филиала в Республике Мордовия Зарубина
Олега Александровича по телефону или в Телеграме (89520702801).
Просим довести информацию до сведения подведомственных
общеобразовательных организаций для организации соответствующей
работы
Загрузка...
Молодежный клуб РГО приглашает всех желающих попробовать себя в роли настоящего учёного и провести научные наблюдения в рамках специального проекта «Снежный дозор».
Участникам проекта предстоит следить за формированием снежного и ледового покрова в разных регионах России.
Чтобы каждый участник проекта смог сделать это правильно, портал РГО «Окружающий мир» подготовил подробную инструкцию, которая доступна по ссылке: vk.cc/csLmd6
Участники специального проекта также получат доступ к познавательным лекциям от фенологов проекта «Окружающий мир» и ученых консорциума «РИТМ углерода».
Сроки проведения проекта: с 24 ноября 2023 года по 15 марта 2024 года.
Проект «Окружающий мир» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Загрузка...
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
Что собой представляла доколониальная Африка? Какие страны Африки не являлись европейскими колониями? Какие государственные образования существовали на всей территории континента ниже Сахары? Какие места и регионы Африки колонизировали раньше всех? Куда активно проникал ислам, а куда христианство? Где и кем велась работорговля в Африке?
О доколониальной Африке рассказывает Дмитрий Бондаренко, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института Африки РАН, директор международного центра антропологии НИУ ВШЭ, профессор РГГУ.
Доколониальная Африка – Дмитрий Бондаренко | История Африки | Научпоп | НаукаPRO
Загрузка...
11 месяцев назад
#
Уважаемые коллеги, добрый день!

Продолжается работа методических мастерских участников проекта «Методический ПроАктив – единство знаний и решений».

Методические мастерские полны полезными материалами, содержащими опыт педагогов в формировании функциональной грамотности, эффективные методы использования цифровых технологий в учебном процессе. В мастерских Вы найдёте методические разработки и сценарии внеурочных занятий, мастер-классы и онлайн-уроки.

Приглашаем Вас посетить методические мастерские uchitel.club/workshops и проголосовать за лучшую мастерскую.

Обращаем ваше внимание, что в проекте приняли участие педагоги из Вашего региона (см вложение). Голосовать вы можете и в приложении «ВКОНТАКТЕ» vk.com/app51409247#n298470

Ждём вас в методических мастерских и голосуйте за лучшие!
Загрузка...
Приглашаем принять участие в просветительской акции «Географический диктант – 2023»

19 ноября пройдет международная просветительская акция «Географический диктант – 2023». Акция пройдет в девятый раз. Помимо традиционных вопросов, связанных с изучением географии и смежных дисциплин, в диктанте будут задания по теме «Человек и география», приуроченной к Году педагога и наставника, а также географические загадки, подготовленные участниками конкурса «Напиши вопрос для Географического диктанта», и вопросы от крупнейших российских компаний.

В Республике Мордовия площадкой проведения акции станет Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва:
— институт геоинформационных технологий и географии (ул. Советская, д.23)
— 1 корпус (ул. Большевистская, д.68/1)

Время проведения акции: 19 ноября с 12.00 до 13.00
Загрузка...
НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ НОВЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

С 13 ноября 2023 года начинает действовать новый федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ.
Перечень включает в себя, в частности, наименование и краткое описание электронного образовательного ресурса, наименование правообладателя электронного образовательного ресурса, класс, для которого он разработан, реквизиты приказа Минпросвещения России, утвердившего федеральный государственный образовательный стандарт, в соответствии с которым разработан электронный образовательный ресурс.
Приказ Минпросвещения России от 04.10.2023 N 738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Загрузка...
1 год назад
#
Уважаемые коллеги, информацию о методических днях для своего региона Вы найдёте на странице:
Урал — Поволжье: uchitel.club/districts/ural-povolzhye
Загрузка...
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-15 из 152