ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ-2024 ( ЕГЭ)
Раздел 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Английский язык»в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
o Учителям
– Рекомендовать учителям исходить из требований и рекомендаций обновленных ФГОС ООО и СОО при составлении рабочих программ, тестовых материалов, при организации проектно-исследовательской деятельности.
– Рекомендовать учителям проведение занятий в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы на основе вариативных форм организации учебной деятельности, соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
–Продолжить формировать универсальные учебные действия и метапредметность обучающихся на уроках иностранного языка.
–Продолжить внедрение рефлексивного подхода при оценивании личностных достижений.
–Проводить на регулярной основе диагностическое (промежуточное, рубежное, итоговое) тестирование обучающихся.
–Формировать учебные иноязычные стратегии обучения при подготовке обучающихся к устной части ЕГЭ по иностранным языкам.
–Особое внимание уделить конструированию современного урока английского языка на основе системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС: активнее в практику преподавания вводить аудирование аутентичных текстов разных жанров, знание правил построения письменных и устных высказываний в соответствии с нормами стран изучаемого языка; акцентировать внимание учащихся на устойчивых, клишированных ресурсах языка, при подготовке обеспечить наличие необходимых речевых навыков для оформления высказываний; уделять большее внимание формированию устойчивых грамматических и лексико-грамматических навыков в продуктивных видах речевой деятельности.
— Особое внимание следует уделить усвоению лексико-грамматического материала в объёме, который указан в образовательном стандарте и в кодификаторе.
– Для достижения метапредметных результатов использовать дополнительную литературу (справочники, словари, различные источники информации в виде текстов, схем и иллюстраций), развивать языковую догадку, а именно учить обучающихся догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам, по сходству с русским языком (интернациональные слова); выделять ключевые слова и фразы, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять проблему и делать логические выводы; высказать свое мнение и обосновать его на основе письма-стимула (проблемных вопросов, поставленных в нем) или таблицы/диаграммы, проводить тренировки навыков спонтанной речи на уроках, учить работать с информацией (искать и выделять необходимую информацию, обобщать, выделять главное, находить общее и различное).
-Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы следующие электронные ресурсы:
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory;
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory;
Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ fipi.ru/ege/demoversii-specifikaciikodifikatory;
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiysubektov-rf;
Сайт «Решу ЕГЭ» (Английский язык);
Ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования», Библиотека цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
— Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей английского языка с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
— Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям английского языка, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период в целях повышения профессиональных компетенций.
o Прочие рекомендации.
В целях развития и углубления интереса учащихся к английскому языку, совершенствование их практических навыков и умений, воспитание уважения к традициям и культуре своей Родины и страны изучаемого языка использовать различные формы внеурочной работы, например фестивали театральных постановок на английском языке, концерты, литературные вечера и т.д.
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
Большинству учащихся всех уровней подготовки следует обратить пристальное внимание на развитие лексико-грамматических навыков – правильного употребления словоформ и лексем в коммуникативно значимых текстах. В процессе обучения важно развивать грамматические навыки на связных текстах и делать акцент на функции грамматических форм. Полезными будут интегрированные задания на чтение и тренировку грамматических навыков: изменение грамматических форм слов в тексте и объяснение разницы в значениях. В процессе обучения следует обращать больше внимания на использование словообразовательных аффиксов в связных текстах и не просто заполнять таблицы образования родственных слов, предлагать обучающимся придумать предложения с образованными однокоренными словами и т. п. Учащимся с низким уровнем предметной подготовки рекомендуется особое внимание уделить развитию продуктивных навыков письма и говорения. Необходимо внимательно изучить формат самих заданий и придерживаться инструкций по выполнению данных заданий, приведенных в методических рекомендациях на сайте ФИПИ. Нужно научить работать с ключевыми словами, подчеркивать их в тексте заданий и внимательно проверять, на те ли вопросы даются ответы и относятся ли заданные экзаменуемым вопросы к указанной теме. В устной речи важно уделять внимание развитию монологической речи. Учащимся со средним уровнем подготовки рекомендуется обратить внимание на развитие перцептивных навыков полного и точногопонимания содержанияпрослушанного и прочитанного текстов. При подготовке к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» необходимо формировать различные стратегии аудирования и чтения и повышать эффективность их использования в соответствии с коммуникативной задачей. Важно избегать дословного восприятия текста, учащимся необходимо сформировать выделять ключевые слова и не обращать внимания на те, от которых не зависит понимание основного содержания. Учащимся с высоким уровнем подготовки рекомендуется также обращать внимание на правильность оформления устного и письменного высказывания с точки зрения норм употребления лексики и грамматики, отсутствия фонетических, орфографических и пунктуационных ошибок, а также работать над умением аргументированно высказать отношение к предложенной проблеме/ситуации.
o Администрациям образовательных организаций
— Внедрять в учебные планы специализированные элективные и факультативные курсы по подготовке к ЕГЭ.
–Проводить мониторинг удовлетворенности уровнем подготовки и учебными материалами среди обучающихся и их родителей на регулярной основе.
— Обеспечить участие в ежегодном республиканском фестивале иностранных языков «Изучать языки – это весело!»
— Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Английский язык», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1.Организовать работу постоянно действующих семинаров-практикумов по вопросам методики подготовки к ЕГЭ по английскому языку с трансляцией опыта работы учителей, подготовивших высокобалльников.
2. В рамках деятельности постоянно действующей консультационной площадки обеспечить привлечение учителей английского языка, вошедших в республиканский методический актив, а также экспертов предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку.
3. Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей английского языка на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
С целью повышения профессиональной компетенции учителей английского языка в вопросах подготовки обучающихся к участию в ЕГЭ по английскому языку рекомендовано:
1. Провести обсуждение и анализ на заседаниях методических объединений учителей английского языка «Анализ результатов единого государственного экзамена по английскому языку в 2024 году» для более полного ознакомления с трудностями, возникшими у экзаменуемых при выполнении заданий ЕГЭ.
2. Организовать проведение индивидуальных и групповых консультации в очной и дистанционной форме по оказанию методической помощи учителям, осуществляющим подготовку выпускников к ЕГЭ, консультировать по вопросам подготовки к экзамену.
3. Проведение мастер-классов с привлечением педагогов из республиканского методического актива в целях распространения успешного опыта по подготовке участников ЕГЭ по разделам «Аудирование и чтение», «Грамматика и лексика», «Письменная речь»; «Устная часть» ЕГЭ по английскому языку».
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Следует рекомендовать специалистам ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» проведение курсов повышения квалификации для учителей английского языка, работающих в старших классах, по следующим программам: «Особенности подготовки выпускников образовательных организаций к ГИА-11по английскому языку» (36ч), «Задания высокого уровня ЕГЭ: структура, содержание, анализ типичных ошибок, система подготовки», «Современные образовательные технологии: методика и практика применения».
При прохождении курсов повышения квалификации больше внимания уделять тренировочные мероприятия для учителей по заданиям ЕГЭ с последующим анализом и разбором типичных ошибок из открытых источников (ФИПИ) при прохождении специализированных курсов с целью формирования оценочной компетенции современного учителя иностранного языка.
Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей английского языка на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1. «Результаты ГИА по английскому языку в 2024 г.» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания», заседание предметной лаборатории учителей английского языка.
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка ОО, в том числе ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024г
2. Республиканский педагогический марафон «Осенняя школа учителя – 2024», секция «Лаборатория филологического образования: актуальные направления деятельности учителя
в 2024 – 2025 учебном году»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя английского языка.
3. Практикум «Эффективные приемы выполнения задания раздела «Письмо».
Организация: МОУ «Гимназия № 12» Руководители методических объединений муниципалитетов, республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка, в том числе ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
4. Всероссийский педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория филологического образования: создаем эффективное образовательное пространство»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя английского языка.
5. Всероссийский педагогический марафон «Весенняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория филологического образования: создаем эффективное образовательное пространство»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя английского языка.
6. Педагогическая мастерская лаборатории филологического образования «ЕГЭ — 2025 по английскому языку: содержание, технологии, рекомендации практиков»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка.
7. Семинар-практикум «ЕГЭ-2025: стратегии выполнения заданий с развернутым ответом по английскому языку»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
8. Образовательный практикум «Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания заданий) по английскому языку на конкретных примерах»
Организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39», Руководители методических объединений муниципалитетов Республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
9. Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» консультационный центр Республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка.
10. Республиканский конкурс «Про-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Учителя английского языка.
11. Курсы повышения квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации:
«Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по английскому языку»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Учителя английского языка.
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Педагогический марафон «Эффективные практики подготовки к ГИА по предмету «Английский язык» в рамках проведения Республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя -2024»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
2 Семинары, консультации и мастер-классы учителей ОО, выпускники которых показали лучшие результаты ЕГЭ по английскому языку: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12», «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39».
3 Педагогический марафон «Эффективные практики подготовки к ГИА по предмету «Английский язык» в рамках проведения Республиканского педагогического марафона «Зимняя школа учителя -2025»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
4 Республиканский конкурс «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
5 Республиканский фестиваль иностранных языков «Изучать языки – это весело!»
Организация: МБОУ «Торбеевская СОШ № 1»
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Организация проведения муниципальных, региональных диагностических работ для учителей иностранного языка.
2. Организация и участие в тренировочных экзаменах ЕГЭ с целью диагностики уровня подготовки и возможностью внесения корректив в подготовку выпускников.
5.1.4. Работа по другим направлениям
Организация наставничества над молодыми учителями иностранного языка.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА
Цыбина Лариса Викторовна зав. кафедрой английского языка для профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», к.ф.н., доцент, председатель предметной комиссии по английскому языку
Бокунова Татьяна Геннадьевна ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру», зав.кафедрой основного и среднего общего образования.
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Раздел 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
4.1. Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Английский язык»в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
4.1.1. …по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
o Учителям
– Рекомендовать учителям исходить из требований и рекомендаций обновленных ФГОС ООО и СОО при составлении рабочих программ, тестовых материалов, при организации проектно-исследовательской деятельности.
– Рекомендовать учителям проведение занятий в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы на основе вариативных форм организации учебной деятельности, соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
–Продолжить формировать универсальные учебные действия и метапредметность обучающихся на уроках иностранного языка.
–Продолжить внедрение рефлексивного подхода при оценивании личностных достижений.
–Проводить на регулярной основе диагностическое (промежуточное, рубежное, итоговое) тестирование обучающихся.
–Формировать учебные иноязычные стратегии обучения при подготовке обучающихся к устной части ЕГЭ по иностранным языкам.
–Особое внимание уделить конструированию современного урока английского языка на основе системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС: активнее в практику преподавания вводить аудирование аутентичных текстов разных жанров, знание правил построения письменных и устных высказываний в соответствии с нормами стран изучаемого языка; акцентировать внимание учащихся на устойчивых, клишированных ресурсах языка, при подготовке обеспечить наличие необходимых речевых навыков для оформления высказываний; уделять большее внимание формированию устойчивых грамматических и лексико-грамматических навыков в продуктивных видах речевой деятельности.
— Особое внимание следует уделить усвоению лексико-грамматического материала в объёме, который указан в образовательном стандарте и в кодификаторе.
– Для достижения метапредметных результатов использовать дополнительную литературу (справочники, словари, различные источники информации в виде текстов, схем и иллюстраций), развивать языковую догадку, а именно учить обучающихся догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам, по сходству с русским языком (интернациональные слова); выделять ключевые слова и фразы, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять проблему и делать логические выводы; высказать свое мнение и обосновать его на основе письма-стимула (проблемных вопросов, поставленных в нем) или таблицы/диаграммы, проводить тренировки навыков спонтанной речи на уроках, учить работать с информацией (искать и выделять необходимую информацию, обобщать, выделять главное, находить общее и различное).
-Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы следующие электронные ресурсы:
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory;
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory;
Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ fipi.ru/ege/demoversii-specifikaciikodifikatory;
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiysubektov-rf;
Сайт «Решу ЕГЭ» (Английский язык);
Ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования», Библиотека цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения России.
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
— Предусмотреть дальнейшую реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для учителей английского языка с применением активных образовательных технологий с опорой на системно-деятельностный, компетентностный подходы.
— Осуществлять персонифицированную адресную помощь учителям английского языка, консультирование через разработку индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсов повышения квалификации и в межкурсовой период в целях повышения профессиональных компетенций.
o Прочие рекомендации.
В целях развития и углубления интереса учащихся к английскому языку, совершенствование их практических навыков и умений, воспитание уважения к традициям и культуре своей Родины и страны изучаемого языка использовать различные формы внеурочной работы, например фестивали театральных постановок на английском языке, концерты, литературные вечера и т.д.
4.1.2. …по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
o Учителям
Большинству учащихся всех уровней подготовки следует обратить пристальное внимание на развитие лексико-грамматических навыков – правильного употребления словоформ и лексем в коммуникативно значимых текстах. В процессе обучения важно развивать грамматические навыки на связных текстах и делать акцент на функции грамматических форм. Полезными будут интегрированные задания на чтение и тренировку грамматических навыков: изменение грамматических форм слов в тексте и объяснение разницы в значениях. В процессе обучения следует обращать больше внимания на использование словообразовательных аффиксов в связных текстах и не просто заполнять таблицы образования родственных слов, предлагать обучающимся придумать предложения с образованными однокоренными словами и т. п. Учащимся с низким уровнем предметной подготовки рекомендуется особое внимание уделить развитию продуктивных навыков письма и говорения. Необходимо внимательно изучить формат самих заданий и придерживаться инструкций по выполнению данных заданий, приведенных в методических рекомендациях на сайте ФИПИ. Нужно научить работать с ключевыми словами, подчеркивать их в тексте заданий и внимательно проверять, на те ли вопросы даются ответы и относятся ли заданные экзаменуемым вопросы к указанной теме. В устной речи важно уделять внимание развитию монологической речи. Учащимся со средним уровнем подготовки рекомендуется обратить внимание на развитие перцептивных навыков полного и точногопонимания содержанияпрослушанного и прочитанного текстов. При подготовке к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» необходимо формировать различные стратегии аудирования и чтения и повышать эффективность их использования в соответствии с коммуникативной задачей. Важно избегать дословного восприятия текста, учащимся необходимо сформировать выделять ключевые слова и не обращать внимания на те, от которых не зависит понимание основного содержания. Учащимся с высоким уровнем подготовки рекомендуется также обращать внимание на правильность оформления устного и письменного высказывания с точки зрения норм употребления лексики и грамматики, отсутствия фонетических, орфографических и пунктуационных ошибок, а также работать над умением аргументированно высказать отношение к предложенной проблеме/ситуации.
o Администрациям образовательных организаций
— Внедрять в учебные планы специализированные элективные и факультативные курсы по подготовке к ЕГЭ.
–Проводить мониторинг удовлетворенности уровнем подготовки и учебными материалами среди обучающихся и их родителей на регулярной основе.
— Обеспечить участие в ежегодном республиканском фестивале иностранных языков «Изучать языки – это весело!»
— Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Английский язык», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру».
o ИПК / ИРО, иным организациям, реализующим программы профессионального развития учителей
1.Организовать работу постоянно действующих семинаров-практикумов по вопросам методики подготовки к ЕГЭ по английскому языку с трансляцией опыта работы учителей, подготовивших высокобалльников.
2. В рамках деятельности постоянно действующей консультационной площадки обеспечить привлечение учителей английского языка, вошедших в республиканский методический актив, а также экспертов предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку.
3. Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей английского языка на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
С целью повышения профессиональной компетенции учителей английского языка в вопросах подготовки обучающихся к участию в ЕГЭ по английскому языку рекомендовано:
1. Провести обсуждение и анализ на заседаниях методических объединений учителей английского языка «Анализ результатов единого государственного экзамена по английскому языку в 2024 году» для более полного ознакомления с трудностями, возникшими у экзаменуемых при выполнении заданий ЕГЭ.
2. Организовать проведение индивидуальных и групповых консультации в очной и дистанционной форме по оказанию методической помощи учителям, осуществляющим подготовку выпускников к ЕГЭ, консультировать по вопросам подготовки к экзамену.
3. Проведение мастер-классов с привлечением педагогов из республиканского методического актива в целях распространения успешного опыта по подготовке участников ЕГЭ по разделам «Аудирование и чтение», «Грамматика и лексика», «Письменная речь»; «Устная часть» ЕГЭ по английскому языку».
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Следует рекомендовать специалистам ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» проведение курсов повышения квалификации для учителей английского языка, работающих в старших классах, по следующим программам: «Особенности подготовки выпускников образовательных организаций к ГИА-11по английскому языку» (36ч), «Задания высокого уровня ЕГЭ: структура, содержание, анализ типичных ошибок, система подготовки», «Современные образовательные технологии: методика и практика применения».
При прохождении курсов повышения квалификации больше внимания уделять тренировочные мероприятия для учителей по заданиям ЕГЭ с последующим анализом и разбором типичных ошибок из открытых источников (ФИПИ) при прохождении специализированных курсов с целью формирования оценочной компетенции современного учителя иностранного языка.
Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей английского языка на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2024 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне.
5.1.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2024-2025 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 14
№ п/п Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1. «Результаты ГИА по английскому языку в 2024 г.» в рамках проведения Республиканского педагогического форума-2024 работников образования «Семья и школа: единство смыслов и ценностей воспитания», заседание предметной лаборатории учителей английского языка.
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка ОО, в том числе ОО с низкими результатами ЕГЭ 2024г
2. Республиканский педагогический марафон «Осенняя школа учителя – 2024», секция «Лаборатория филологического образования: актуальные направления деятельности учителя
в 2024 – 2025 учебном году»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя английского языка.
3. Практикум «Эффективные приемы выполнения задания раздела «Письмо».
Организация: МОУ «Гимназия № 12» Руководители методических объединений муниципалитетов, республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка, в том числе ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
4. Всероссийский педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория филологического образования: создаем эффективное образовательное пространство»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя английского языка.
5. Всероссийский педагогический марафон «Весенняя школа учителя – 2025»: «Лаборатория филологического образования: создаем эффективное образовательное пространство»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя английского языка.
6. Педагогическая мастерская лаборатории филологического образования «ЕГЭ — 2025 по английскому языку: содержание, технологии, рекомендации практиков»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка.
7. Семинар-практикум «ЕГЭ-2025: стратегии выполнения заданий с развернутым ответом по английскому языку»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Руководители методических объединений муниципалитетов, республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
8. Образовательный практикум «Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания заданий) по английскому языку на конкретных примерах»
Организация: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39», Руководители методических объединений муниципалитетов Республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка ОО, показавших низкие результаты ЕГЭ 2024г
9. Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» консультационный центр Республиканский методический актив учителей английского языка, эксперты предметной комиссии, учителя английского языка.
10. Республиканский конкурс «Про-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Учителя английского языка.
11. Курсы повышения квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации:
«Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по английскому языку»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Учителя английского языка.
5.1.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2024 г.
Таблица 2 15
№ п/п Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Педагогический марафон «Эффективные практики подготовки к ГИА по предмету «Английский язык» в рамках проведения Республиканского педагогического марафона «Осенняя школа учителя -2024»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
2 Семинары, консультации и мастер-классы учителей ОО, выпускники которых показали лучшие результаты ЕГЭ по английскому языку: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12», «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39».
3 Педагогический марафон «Эффективные практики подготовки к ГИА по предмету «Английский язык» в рамках проведения Республиканского педагогического марафона «Зимняя школа учителя -2025»
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
4 Республиканский конкурс «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
Организация: ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
5 Республиканский фестиваль иностранных языков «Изучать языки – это весело!»
Организация: МБОУ «Торбеевская СОШ № 1»
5.1.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2024 г.
1. Организация проведения муниципальных, региональных диагностических работ для учителей иностранного языка.
2. Организация и участие в тренировочных экзаменах ЕГЭ с целью диагностики уровня подготовки и возможностью внесения корректив в подготовку выпускников.
5.1.4. Работа по другим направлениям
Организация наставничества над молодыми учителями иностранного языка.
СОСТАВИТЕЛИ ОТЧЕТА
Цыбина Лариса Викторовна зав. кафедрой английского языка для профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва», к.ф.н., доцент, председатель предметной комиссии по английскому языку
Бокунова Татьяна Геннадьевна ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13. ру», зав.кафедрой основного и среднего общего образования.
Савичева Татьяна Николаевна Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива», заместитель директора, руководитель РЦОИ
Гудошникова Светлана Геннадьевна Министерство образования Республики Мордовия, начальник отдела общего образования
Загрузка...