Ляличкина Людмила Николаевна
0

Ляличкина Людмила Николаевна

Ляличкина Людмила Николаевна
  • Рейтинг: 0
  • Последний визит: 9 месяцев назад
  • Регистрация: 3 года назад

Анкета

Город:
Саранск
Возраст:
35 лет

Стена пользователя

Загрузка...
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном мире поликультурное образование приобретает значимую актуальность. В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны принципы дошкольного образования, которые ориентируют на воспитание ребёнка — гражданина, любящего свою малую родину, свой край и толерантно относящегося к традициям и обычаям других народов.
В.В. Путин неоднократно отмечал, что взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. Уважение и дружелюбие к другому народу не передается в наследство от родителей, а формируется в течение всей жизни и чем раньше начнется процесс социализации личности, тем стабильнее и устойчивее проявится толерантность к нашему многонациональному обществу.
Актуальным вопросом сегодняшнего дня является поиск возможностей, новых форм и методов, моделей поведения взрослого и ребенка, основанных на личностно-ориентированном подходе, для духовного обогащения дошкольника и содействия формированию готовности и умения жить в многокультурной стране. Опираясь на исследования ученых, Организация Объединённых Наций признала игровую деятельность неотъемлемым правом ребенка и одним из универсальных средств развития. Для ребенка игра – это естественное проживание детства. Игра дает ребенку ощущение безопасности и возможность расширить представления о душевных ценностях и коммуникации, помогает сформировать представления о жизненно важных действиях. В игровой деятельности при общении со сверстниками возникают взаимоотношения, которые существенным образом, влияют на становление личности ребенка.
Теоретические традиции психоанализа (М. Клейна, А. Фрейда), гуманистическая психология (К. Роджерса, Г. Лэндрета), культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина раскрывают наиболее системные и целостные подходы к использованию игры для развития личности. Модель поведения в повседневно жизни и коммуникативная способность общения с коллективом формируется в игровых ситуациях [2, с. 14].
Особое место занимают подвижные игры, так как двигательная деятельность способствует успешному развитию всех психических процессов и повышает пластичность нервной системы.
В процессе игровой двигательной деятельности создаются благоприятные условия для развития творческих возможностей, продуктивного воображения, умения строить позитивные взаимоотношения. Народные подвижные игры, как правило, групповые содействуют коммуникативному общению, развитию эмоционального интеллекта детей, умению организоваться, способствуют проявлению волевых усилий, что крайне важно в воспитании поликультурности. Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о ребенке можно говорить, как о достойном участнике игры.
Знакомство с играми других народов способствует разнообразию и нахождению новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Народная игра уникальна, она представляет собой богатейшее наследие национальной культуры, помогает сохранить связь времен и поколений, приобщает к традициям и обычаям народа.
Испокон веков в народных играх воспроизводился образ жизни людей. В игре дети и раньше получали первые представления о действиях в быту (русские народные игры «Иголка, нитка и узелок»; «Пустая изба» (Пуша пуртле) – чувашская игра; о предметах и всевозможных действиях с ними (русские народные игры — «Выбивалы», «Шлепанки»; «Катание мяча» (Мече дене модмаш), «Клубочек» (мундыраш чумырген) – марийские игры; «Котел» (Котелсо налксема), «Круговой» (Мячень кунсема ), «Салки» (Варенец понгома) – мордовские игры; «Продаем горшки» (Чулмак уены)- татарская игра; «Стрельба из лука» (Ухранпемелле) – чувашские игры; о труде (игра «В лошадку» (Лашалла), «На пахоте» (Акара) – чувашская игра; о поведении в природе «Солнышко и птички» (Шине и нармонят) — мордовская игра; «Журавушка» (Тарналла), «Слепой баран» (Сукартакалла), «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель); «Летучая мышь» (Сяра серси) — чувашские игры; «Серый волк» (Сары буре)- татарская игра; «Ручеек», «Заря» — русские игры. У разных народов есть похожие игры: «Бой с подушками», «Бег в мешках», «Лапта» («Атаманла» — чувашское название), «Городки», «Котёл» («Вакарла» — чувашское название), «Жмурки» — это русские, татарские, чувашские и народные игры, но также бытует и много самобытных игр. Знакомясь с народными играми, которые нравились и прапрабабушкам и более далеким родственникам ребенок постигает характерное своеобразие, национальную принадлежность, самобытность и разнообразие культурного наследия своего народа и, сравнивая с игровыми традициями других народов, приходит к выводу, что человеческие качества неизменны во все века и не зависят от национальной принадлежности. Значение народных игр в поликультурном воспитании огромно, так как они отражают культурно – историческое«Иголка, нитка и узелок»; «Пустая изба» (Пуша пуртле) – чувашская игра; о предметах и всевозможных действиях с ними (русские народные игры — «Выбивалы», «Шлепанки»; «Катание мяча» (Мече дене модмаш), «Клубочек» (мундыраш чумырген) – марийские игры; «Котел» (Котелсо налксема), «Круговой» (Мячень кунсема ), «Салки» (Варенец понгома) – мордовские игры; «Продаем горшки» (Чулмак уены)- татарская игра; «Стрельба из лука» (Ухранпемелле) – чувашские игры; о труде (игра «В лошадку» (Лашалла), «На пахоте» (Акара) – чувашская игра; о поведении в природе «Солнышко и птички» (Шине и нармонят) — мордовская игра; «Журавушка» (Тарналла), «Слепой баран» (Сукартакалла), «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель); «Летучая мышь» (Сяра серси) — чувашские игры; «Серый волк» (Сары буре)- татарская игра; «Ручеек», «Заря» — русские игры. У разных народов есть похожие игры: «Бой с подушками», «Бег в мешках», «Лапта» («Атаманла» — чувашское название), «Городки», «Котёл» («Вакарла» — чувашское название), «Жмурки» — это русские, татарские, чувашские и народные игры, но также бытует и много самобытных игр. Знакомясь с народными играми, которые нравились ипрапрабабушкам и более далеким родственникам ребенок постигает характерное своеобразие, национальную принадлежность, самобытность и разнообразие культурного наследия своего народа и, сравнивая с игровыми традициями других народов, приходит к выводу, что человеческие качества неизменны во все века и не зависят от национальной принадлежности. Значение народных игр в поликультурном воспитании огромно, так как они отражают культурно – историческое развитие своего народа, особенности мировидения данного народа. В народных играх раскрывается взаимосвязь с экосистемой, они содержат национально — ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру, а также способствуют формированию личностных качеств ребенка, сближают и объединяют детей.
В играх разных народов представлены основы созидательной и безопасной жизни и что очень важно они порождают в душе ребенка зерно осмысления. В каждом игровом действии важны — дружелюбие, активность, творческий подход, выдержка, находчивость и воля, стремление к победе, красота движений и быстрота. Таким образом, народные игры предоставляют возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры и реализуют потребности в движении, они на данном этапе становятся посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.
В современном мире просто поиграть с ребенком недостаточно необходимо оставить его с вопросом внутри, помочь осмыслить игровое действие, вместе с ребенком находить скрытые значения и жизненные уроки, что поможет ему в реальной жизни стать активным созидателем. Огромное значение придается поддержке инициативности ребенка и его стремлению к творческим проявлениям во всех видах деятельности, так как это является основным средством развития личности.
В окружающем малыша поле достаточно информации, несущей насилие, подавление личности и другие негативные моменты. Народные игры предлагаются дошкольникам, как правило, только в дошкольном учреждении и то недостаточно разнообразно, в основном – это русские народные игры. Приобщать ребенка к народной культуре и вводя его в поток игровой – коммуникативной деятельности следует не только через образовательную деятельность, но и с помощью проектной деятельности. При этом ребенок в диалоге с взрослым должен чувствовать себя равноправным партнером.
Включение игр с целью знакомства с национальным многообразием народов России и подлинным богатством страны в процесс физического воспитания требует выполнения определённых условий. Наглядный материал, способствующий расширению представления детей о народных традициях, обычаях и играх: потешки, прибаутки, загадки, предания, былины и сказки, считалки и скороговорки, народные песни, пляски, одежды и все обязательно в соответствии с возрастными особенностями и интересами дошкольника. Большое значение имеет яркое и образное первое знакомство детей с национальным колоритом и культурой. Следует отметить, что эффективность ознакомления с играми обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются уровень развития субъектной позиции личности ребенка в процессе освоения этнонациональной культуры народа: объем и полнота знаний об этнонациональной культуре своего и других народов, степень выраженности интереса, содержание и способы выражения отношения к этнонациональной культуре, проявление положительных эмоций при взаимодействии с элементами культуры народа, характер поведения ребенка при ее освоении.
На начальных этапах ознакомления с народными играми эффективным является индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, в дальнейшем определенное значение приобретает индивидуально-групповой метод, далее разумнее применять метод повторно-кольцевого построения игровых ситуаций, сущность которого состоит в том, что предлагаемые в каждом последующем игровом действии упражнения, должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития. Не забываем и о важном для детей методе предметно-практического взаимодействия: наглядность и познание назначения определенных предметов и способов действия с ними.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности и эмоционально-положительная основа для развития толерантности. Игры — это духовное богатство культуры каждого народа, познавая которые ребенок постигает сердцем народ.
Загрузка...
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

1 БЛОК.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
1. Массаж ушных раковин. Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
2. Качание головой. Покачаем головой – неприятности долой. Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
3. Кивки. Покиваем головой, чтобы был в душе покой. Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед – назад.
4. Шея – подбородок. Опусти и головкой покрути. Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабить плечи. Поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами.
5. «Домик». Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
6. «Ладошка». С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
7. «Колечко». Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
8. «Внимание». Чтоб внимательными быть – нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении — вдох. То же самое с правой рукой.
9. «Поворот». Ты головку поверни, за спиной что? Посмотри!.. Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
10. «Ладошки». Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх — вниз по ладони левой руки. То же для правой руки.
11. «Потанцуем». Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать. Поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.
12. «Дерево». Мы растем, растем, растем и до неба достаем. Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево.
13. «Водолазы». Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем. Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго.
14. «Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения). Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

2 БЛОК.
Упражнения для развития творческого (наглядно – образного) мышления (правое полушарие).
15. «Очищение». Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать. Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто – серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить три раза.
16. «Позевай». Крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем. Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты.
17. «Руки». Рукам чтобы силу дать – нужно крепче их сжимать. Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
18. «Запястье». Чтоб сильна была рука – разотрем ее слегка. Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой.
19. «Ладонь». На ладонь сильней нажми, силу ты в нее вотри. Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.
20. «Полет». Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим. Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыть глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями.
21. «Гибкость». Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам сгибать. Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.
22. «Успокойся». Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами. Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами.

3 БЛОК.
Упражнение для развития абстрактно – логического мышления
(левое полушарие).
В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга.
23. «Язычок». Язычок вы покажите, на него все посмотрите. Движения языком вперед – назад.
24. «Язычок». Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром. Движение язычка в разные стороны.
25. «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот.

4 БЛОК.
Упражнения для профилактики нарушения зрения и
активизации работы мышц глаз.
26. «Глазки». Чтобы зоркими нам быть – нужно глазками крутить. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 секунды.
27. «Глазки». Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле — еле. В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
28. «Глазки». Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
29. «Глазки». Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.
30. «Глазки». Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала. Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.
31. «Глазки». Быстро – быстро поморгай – отдых глазкам потом дай. Быстро моргать в течение 1 – 2 минуты.
32. «Глазки». Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать. Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
33. «Глазки». Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд. Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.

5 БЛОК.
Упражнения на дыхание.
34. «Глубоко мы все подышим, сердце мы свое услышим». Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.
35. «Глубоко мы все вздохнем и дыхание прервем. Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки». Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а» («У-у-у»).
36. «Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим». Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз.
Загрузка...
Развитие эмоционального интеллекта
у детей дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично».
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию — после того, как поймем, в чем она состоит.

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:
1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.
2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.
3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.
В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
• способностью сознательно влиять на свои эмоции;
• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используются такие методические средства, как:
• ролевые игры;
• психогимнастические игры;
• коммуникативные игры;
• игры и задания, направленные на развитие произвольности;
• игры, направленные на развитие воображения;
• релаксационные методы;
• использование эмоционально-символических методов.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
• комфортная организация режимных моментов;
• оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
• игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
• арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
• занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
• телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
• задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
• использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);
Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация), элементы телесной терапии.
Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.
Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка, основную часть которой составляет ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег.
Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.
В «туристическом агентстве» дети приобретают путевки – маршруты. Цена путевки – демонстрация детьми своих возможностей и достижений. Приобретение «путевок» демонстрацией своих достижений и возможностей укрепляет уверенность детей в своих силах. На таких прогулках дети имеют возможность узнать не только свои достоинства и особые способности, но и способности своих товарищей.
На остановках педагог проводит с детьми игры, которые, в свою очередь, обусловлены спецификой психического состояния данной группы детей. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.
Загрузка...
Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание образовательной области «Физическое развитие» направленного на достижение следующих целей: — формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; — гармоничное физическое развитие — развитие физических качеств: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации — накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); — формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Образовательная область» Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков. Применение инновационных технологий в физическом воспитании дошкольников — одно из главных условий для проведения результативной работы на современном этапе. Современные направления физического воспитания дошкольников делятся на два основных направления:
1. Детский фитнес: фитбол, степ, йога, батут, аквааэробика и другие
2. Спортизация: внедрение отдельных элементов видов спорта (спортивной, художественной гимнастики; единоборства; спортивные игры: волейбол, баскетбол, плавание и др., круговая тренировка, тренажеры
1. Детский фитнес: Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитболгимнастика позволяет решать следующие задачи: развитие двигательных качеств, обучение основным двигательным действиям, развитие и совершенствование координации движений и равновесия, укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки, улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития, улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Степ – аэробика для детей дошкольного возраста. Занятия со степом способствуют: формированию осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координации движений, формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения. Йога для детей: совершенствует силу, выносливость, увеличивает пластичность и гибкость суставов, улучшает работу вестибулярного аппарата, успокаивает и гармонизирует эмоциональное состояние ребёнка Аквааэробика — это вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Занятия аквааэробикой способствуют: релаксации и расслаблению нервной системы, разгрузке как позвоночника, так и всего опорно-двигательного аппарата, массажному эффекту, улучшению циркуляции крови, лимфы в организме, развивать координацию и выносливость, закаливанию. 2.Спортизация: Одно из направлений спортизации — внедрение отдельных элементов разных видов спорта: спортивной, художественной гимнастики; единоборства; плавание; спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол и др.) Круговая тренировка. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста рекомендуется применять упрощенные варианты круговой тренировки, предусматривающие дифференцирование нагрузки посредством последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности. Использование современных тренажеров в практике физического воспитания дошкольников позволяет обеспечить функциональную тренировку организма ребёнка, современные тренажеры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым побуждают детей к двигательной активности. Внедрение инновационных технологий – одно из важных условий для успешного проведения физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, для создания необходимой здоровьесберегающей среды, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка
Загрузка...
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО
На современном этапе в области дошкольного образования огромное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО во многом зависит от того как построена организация физкультурного занятия. В настоящее время имеются многочисленные научные исследования П.Ф. Лесгафта, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Л.П. Матвеева и др., посвященные различным сторонам совершенствования физического развития дошкольников. Одним из путей совершенствования двигательной деятельности детей является интенсификация содержания физического воспитания средствами этнокультурного образования.
Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Физическое развитие» также вносит свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Этнокультурный подход в образовании — это средство пробуждения познавательной активности ребенка, приобщение его к красоте и самобытности своего народа. Этнокультурное образование — путь освоения народных традиций, обычаев, ценностей. Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с поступлением ребенка в детский сад и до выхода в школу. Во всех режимных моментах используется те или иные элементы народной педагогики, фольклора.
Используя фольклорный материал на физкультурном занятие должны быть, соблюдены определенные условия:
• ребёнку должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (общеразвивающие, строевые, музыкальные и танцевальные движения, народные и подвижные игры)
• фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей
• необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения для рациональной организации двигательной активности детей
• большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений
• педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор
• моторная плотность физкультурных занятий с использованием этнокультурного компонента должна достигать 80%.
Перед тем, как осуществлять двигательную деятельность посредством этнокультурного компонента, необходимо провести подготовительную работу. Она включает в себя совместную двигательную деятельность педагога и дошкольников на прогулке, знакомство с поговорками и пословицами, загадками и потешками, сказками и песнями, с детьми разучивают считалки, игровые речитативы, игры и забавы. Основа занятий должна включать в себя традиционную народную символику, разнообразные атрибуты в виде народного инвентаря для игр и состязаний, элементов национальной одежды, а также современные гимнастические снаряды, мячи и другое. Активную деятельность, которая сочетается с этнокультурным компонентом, необходимо проводить с младшими дошкольниками, при этом начинать нужно с родного народного фольклора для ребенка.
Таким образом, в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья детей в ДОО.
Один из инструментов создания данных моделей — интеграция использования регионального компонента, который ведет к познанию, созиданию и творчеству, способствует сформированию представлений о ценности здоровья, формированию предпосылок здорового образа жизни и в потребности бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей. Развивая потребность в двигательной активности дошкольников с помощью включения этнокультурного компонента в виде подвижных, народных, спортивных игр и физических упражнений, у детей происходит формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.
Загрузка...