НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном мире поликультурное образование приобретает значимую актуальность. В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны принципы дошкольного образования, которые ориентируют на воспитание ребёнка — гражданина, любящего свою малую родину, свой край и толерантно относящегося к традициям и обычаям других народов.
В.В. Путин неоднократно отмечал, что взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. Уважение и дружелюбие к другому народу не передается в наследство от родителей, а формируется в течение всей жизни и чем раньше начнется процесс социализации личности, тем стабильнее и устойчивее проявится толерантность к нашему многонациональному обществу.
Актуальным вопросом сегодняшнего дня является поиск возможностей, новых форм и методов, моделей поведения взрослого и ребенка, основанных на личностно-ориентированном подходе, для духовного обогащения дошкольника и содействия формированию готовности и умения жить в многокультурной стране. Опираясь на исследования ученых, Организация Объединённых Наций признала игровую деятельность неотъемлемым правом ребенка и одним из универсальных средств развития. Для ребенка игра – это естественное проживание детства. Игра дает ребенку ощущение безопасности и возможность расширить представления о душевных ценностях и коммуникации, помогает сформировать представления о жизненно важных действиях. В игровой деятельности при общении со сверстниками возникают взаимоотношения, которые существенным образом, влияют на становление личности ребенка.
Теоретические традиции психоанализа (М. Клейна, А. Фрейда), гуманистическая психология (К. Роджерса, Г. Лэндрета), культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина раскрывают наиболее системные и целостные подходы к использованию игры для развития личности. Модель поведения в повседневно жизни и коммуникативная способность общения с коллективом формируется в игровых ситуациях [2, с. 14].
Особое место занимают подвижные игры, так как двигательная деятельность способствует успешному развитию всех психических процессов и повышает пластичность нервной системы.
В процессе игровой двигательной деятельности создаются благоприятные условия для развития творческих возможностей, продуктивного воображения, умения строить позитивные взаимоотношения. Народные подвижные игры, как правило, групповые содействуют коммуникативному общению, развитию эмоционального интеллекта детей, умению организоваться, способствуют проявлению волевых усилий, что крайне важно в воспитании поликультурности. Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о ребенке можно говорить, как о достойном участнике игры.
Знакомство с играми других народов способствует разнообразию и нахождению новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Народная игра уникальна, она представляет собой богатейшее наследие национальной культуры, помогает сохранить связь времен и поколений, приобщает к традициям и обычаям народа.
Испокон веков в народных играх воспроизводился образ жизни людей. В игре дети и раньше получали первые представления о действиях в быту (русские народные игры «Иголка, нитка и узелок»; «Пустая изба» (Пуша пуртле) – чувашская игра; о предметах и всевозможных действиях с ними (русские народные игры — «Выбивалы», «Шлепанки»; «Катание мяча» (Мече дене модмаш), «Клубочек» (мундыраш чумырген) – марийские игры; «Котел» (Котелсо налксема), «Круговой» (Мячень кунсема ), «Салки» (Варенец понгома) – мордовские игры; «Продаем горшки» (Чулмак уены)- татарская игра; «Стрельба из лука» (Ухранпемелле) – чувашские игры; о труде (игра «В лошадку» (Лашалла), «На пахоте» (Акара) – чувашская игра; о поведении в природе «Солнышко и птички» (Шине и нармонят) — мордовская игра; «Журавушка» (Тарналла), «Слепой баран» (Сукартакалла), «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель); «Летучая мышь» (Сяра серси) — чувашские игры; «Серый волк» (Сары буре)- татарская игра; «Ручеек», «Заря» — русские игры. У разных народов есть похожие игры: «Бой с подушками», «Бег в мешках», «Лапта» («Атаманла» — чувашское название), «Городки», «Котёл» («Вакарла» — чувашское название), «Жмурки» — это русские, татарские, чувашские и народные игры, но также бытует и много самобытных игр. Знакомясь с народными играми, которые нравились и прапрабабушкам и более далеким родственникам ребенок постигает характерное своеобразие, национальную принадлежность, самобытность и разнообразие культурного наследия своего народа и, сравнивая с игровыми традициями других народов, приходит к выводу, что человеческие качества неизменны во все века и не зависят от национальной принадлежности. Значение народных игр в поликультурном воспитании огромно, так как они отражают культурно – историческое«Иголка, нитка и узелок»; «Пустая изба» (Пуша пуртле) – чувашская игра; о предметах и всевозможных действиях с ними (русские народные игры — «Выбивалы», «Шлепанки»; «Катание мяча» (Мече дене модмаш), «Клубочек» (мундыраш чумырген) – марийские игры; «Котел» (Котелсо налксема), «Круговой» (Мячень кунсема ), «Салки» (Варенец понгома) – мордовские игры; «Продаем горшки» (Чулмак уены)- татарская игра; «Стрельба из лука» (Ухранпемелле) – чувашские игры; о труде (игра «В лошадку» (Лашалла), «На пахоте» (Акара) – чувашская игра; о поведении в природе «Солнышко и птички» (Шине и нармонят) — мордовская игра; «Журавушка» (Тарналла), «Слепой баран» (Сукартакалла), «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель); «Летучая мышь» (Сяра серси) — чувашские игры; «Серый волк» (Сары буре)- татарская игра; «Ручеек», «Заря» — русские игры. У разных народов есть похожие игры: «Бой с подушками», «Бег в мешках», «Лапта» («Атаманла» — чувашское название), «Городки», «Котёл» («Вакарла» — чувашское название), «Жмурки» — это русские, татарские, чувашские и народные игры, но также бытует и много самобытных игр. Знакомясь с народными играми, которые нравились ипрапрабабушкам и более далеким родственникам ребенок постигает характерное своеобразие, национальную принадлежность, самобытность и разнообразие культурного наследия своего народа и, сравнивая с игровыми традициями других народов, приходит к выводу, что человеческие качества неизменны во все века и не зависят от национальной принадлежности. Значение народных игр в поликультурном воспитании огромно, так как они отражают культурно – историческое развитие своего народа, особенности мировидения данного народа. В народных играх раскрывается взаимосвязь с экосистемой, они содержат национально — ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру, а также способствуют формированию личностных качеств ребенка, сближают и объединяют детей.
В играх разных народов представлены основы созидательной и безопасной жизни и что очень важно они порождают в душе ребенка зерно осмысления. В каждом игровом действии важны — дружелюбие, активность, творческий подход, выдержка, находчивость и воля, стремление к победе, красота движений и быстрота. Таким образом, народные игры предоставляют возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры и реализуют потребности в движении, они на данном этапе становятся посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.
В современном мире просто поиграть с ребенком недостаточно необходимо оставить его с вопросом внутри, помочь осмыслить игровое действие, вместе с ребенком находить скрытые значения и жизненные уроки, что поможет ему в реальной жизни стать активным созидателем. Огромное значение придается поддержке инициативности ребенка и его стремлению к творческим проявлениям во всех видах деятельности, так как это является основным средством развития личности.
В окружающем малыша поле достаточно информации, несущей насилие, подавление личности и другие негативные моменты. Народные игры предлагаются дошкольникам, как правило, только в дошкольном учреждении и то недостаточно разнообразно, в основном – это русские народные игры. Приобщать ребенка к народной культуре и вводя его в поток игровой – коммуникативной деятельности следует не только через образовательную деятельность, но и с помощью проектной деятельности. При этом ребенок в диалоге с взрослым должен чувствовать себя равноправным партнером.
Включение игр с целью знакомства с национальным многообразием народов России и подлинным богатством страны в процесс физического воспитания требует выполнения определённых условий. Наглядный материал, способствующий расширению представления детей о народных традициях, обычаях и играх: потешки, прибаутки, загадки, предания, былины и сказки, считалки и скороговорки, народные песни, пляски, одежды и все обязательно в соответствии с возрастными особенностями и интересами дошкольника. Большое значение имеет яркое и образное первое знакомство детей с национальным колоритом и культурой. Следует отметить, что эффективность ознакомления с играми обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются уровень развития субъектной позиции личности ребенка в процессе освоения этнонациональной культуры народа: объем и полнота знаний об этнонациональной культуре своего и других народов, степень выраженности интереса, содержание и способы выражения отношения к этнонациональной культуре, проявление положительных эмоций при взаимодействии с элементами культуры народа, характер поведения ребенка при ее освоении.
На начальных этапах ознакомления с народными играми эффективным является индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, в дальнейшем определенное значение приобретает индивидуально-групповой метод, далее разумнее применять метод повторно-кольцевого построения игровых ситуаций, сущность которого состоит в том, что предлагаемые в каждом последующем игровом действии упражнения, должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития. Не забываем и о важном для детей методе предметно-практического взаимодействия: наглядность и познание назначения определенных предметов и способов действия с ними.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности и эмоционально-положительная основа для развития толерантности. Игры — это духовное богатство культуры каждого народа, познавая которые ребенок постигает сердцем народ.
КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном мире поликультурное образование приобретает значимую актуальность. В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны принципы дошкольного образования, которые ориентируют на воспитание ребёнка — гражданина, любящего свою малую родину, свой край и толерантно относящегося к традициям и обычаям других народов.
В.В. Путин неоднократно отмечал, что взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. Уважение и дружелюбие к другому народу не передается в наследство от родителей, а формируется в течение всей жизни и чем раньше начнется процесс социализации личности, тем стабильнее и устойчивее проявится толерантность к нашему многонациональному обществу.
Актуальным вопросом сегодняшнего дня является поиск возможностей, новых форм и методов, моделей поведения взрослого и ребенка, основанных на личностно-ориентированном подходе, для духовного обогащения дошкольника и содействия формированию готовности и умения жить в многокультурной стране. Опираясь на исследования ученых, Организация Объединённых Наций признала игровую деятельность неотъемлемым правом ребенка и одним из универсальных средств развития. Для ребенка игра – это естественное проживание детства. Игра дает ребенку ощущение безопасности и возможность расширить представления о душевных ценностях и коммуникации, помогает сформировать представления о жизненно важных действиях. В игровой деятельности при общении со сверстниками возникают взаимоотношения, которые существенным образом, влияют на становление личности ребенка.
Теоретические традиции психоанализа (М. Клейна, А. Фрейда), гуманистическая психология (К. Роджерса, Г. Лэндрета), культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция психического развития ребенка А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина раскрывают наиболее системные и целостные подходы к использованию игры для развития личности. Модель поведения в повседневно жизни и коммуникативная способность общения с коллективом формируется в игровых ситуациях [2, с. 14].
Особое место занимают подвижные игры, так как двигательная деятельность способствует успешному развитию всех психических процессов и повышает пластичность нервной системы.
В процессе игровой двигательной деятельности создаются благоприятные условия для развития творческих возможностей, продуктивного воображения, умения строить позитивные взаимоотношения. Народные подвижные игры, как правило, групповые содействуют коммуникативному общению, развитию эмоционального интеллекта детей, умению организоваться, способствуют проявлению волевых усилий, что крайне важно в воспитании поликультурности. Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о ребенке можно говорить, как о достойном участнике игры.
Знакомство с играми других народов способствует разнообразию и нахождению новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Народная игра уникальна, она представляет собой богатейшее наследие национальной культуры, помогает сохранить связь времен и поколений, приобщает к традициям и обычаям народа.
Испокон веков в народных играх воспроизводился образ жизни людей. В игре дети и раньше получали первые представления о действиях в быту (русские народные игры «Иголка, нитка и узелок»; «Пустая изба» (Пуша пуртле) – чувашская игра; о предметах и всевозможных действиях с ними (русские народные игры — «Выбивалы», «Шлепанки»; «Катание мяча» (Мече дене модмаш), «Клубочек» (мундыраш чумырген) – марийские игры; «Котел» (Котелсо налксема), «Круговой» (Мячень кунсема ), «Салки» (Варенец понгома) – мордовские игры; «Продаем горшки» (Чулмак уены)- татарская игра; «Стрельба из лука» (Ухранпемелле) – чувашские игры; о труде (игра «В лошадку» (Лашалла), «На пахоте» (Акара) – чувашская игра; о поведении в природе «Солнышко и птички» (Шине и нармонят) — мордовская игра; «Журавушка» (Тарналла), «Слепой баран» (Сукартакалла), «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель); «Летучая мышь» (Сяра серси) — чувашские игры; «Серый волк» (Сары буре)- татарская игра; «Ручеек», «Заря» — русские игры. У разных народов есть похожие игры: «Бой с подушками», «Бег в мешках», «Лапта» («Атаманла» — чувашское название), «Городки», «Котёл» («Вакарла» — чувашское название), «Жмурки» — это русские, татарские, чувашские и народные игры, но также бытует и много самобытных игр. Знакомясь с народными играми, которые нравились и прапрабабушкам и более далеким родственникам ребенок постигает характерное своеобразие, национальную принадлежность, самобытность и разнообразие культурного наследия своего народа и, сравнивая с игровыми традициями других народов, приходит к выводу, что человеческие качества неизменны во все века и не зависят от национальной принадлежности. Значение народных игр в поликультурном воспитании огромно, так как они отражают культурно – историческое«Иголка, нитка и узелок»; «Пустая изба» (Пуша пуртле) – чувашская игра; о предметах и всевозможных действиях с ними (русские народные игры — «Выбивалы», «Шлепанки»; «Катание мяча» (Мече дене модмаш), «Клубочек» (мундыраш чумырген) – марийские игры; «Котел» (Котелсо налксема), «Круговой» (Мячень кунсема ), «Салки» (Варенец понгома) – мордовские игры; «Продаем горшки» (Чулмак уены)- татарская игра; «Стрельба из лука» (Ухранпемелле) – чувашские игры; о труде (игра «В лошадку» (Лашалла), «На пахоте» (Акара) – чувашская игра; о поведении в природе «Солнышко и птички» (Шине и нармонят) — мордовская игра; «Журавушка» (Тарналла), «Слепой баран» (Сукартакалла), «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ), «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель); «Летучая мышь» (Сяра серси) — чувашские игры; «Серый волк» (Сары буре)- татарская игра; «Ручеек», «Заря» — русские игры. У разных народов есть похожие игры: «Бой с подушками», «Бег в мешках», «Лапта» («Атаманла» — чувашское название), «Городки», «Котёл» («Вакарла» — чувашское название), «Жмурки» — это русские, татарские, чувашские и народные игры, но также бытует и много самобытных игр. Знакомясь с народными играми, которые нравились ипрапрабабушкам и более далеким родственникам ребенок постигает характерное своеобразие, национальную принадлежность, самобытность и разнообразие культурного наследия своего народа и, сравнивая с игровыми традициями других народов, приходит к выводу, что человеческие качества неизменны во все века и не зависят от национальной принадлежности. Значение народных игр в поликультурном воспитании огромно, так как они отражают культурно – историческое развитие своего народа, особенности мировидения данного народа. В народных играх раскрывается взаимосвязь с экосистемой, они содержат национально — ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру, а также способствуют формированию личностных качеств ребенка, сближают и объединяют детей.
В играх разных народов представлены основы созидательной и безопасной жизни и что очень важно они порождают в душе ребенка зерно осмысления. В каждом игровом действии важны — дружелюбие, активность, творческий подход, выдержка, находчивость и воля, стремление к победе, красота движений и быстрота. Таким образом, народные игры предоставляют возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры и реализуют потребности в движении, они на данном этапе становятся посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.
В современном мире просто поиграть с ребенком недостаточно необходимо оставить его с вопросом внутри, помочь осмыслить игровое действие, вместе с ребенком находить скрытые значения и жизненные уроки, что поможет ему в реальной жизни стать активным созидателем. Огромное значение придается поддержке инициативности ребенка и его стремлению к творческим проявлениям во всех видах деятельности, так как это является основным средством развития личности.
В окружающем малыша поле достаточно информации, несущей насилие, подавление личности и другие негативные моменты. Народные игры предлагаются дошкольникам, как правило, только в дошкольном учреждении и то недостаточно разнообразно, в основном – это русские народные игры. Приобщать ребенка к народной культуре и вводя его в поток игровой – коммуникативной деятельности следует не только через образовательную деятельность, но и с помощью проектной деятельности. При этом ребенок в диалоге с взрослым должен чувствовать себя равноправным партнером.
Включение игр с целью знакомства с национальным многообразием народов России и подлинным богатством страны в процесс физического воспитания требует выполнения определённых условий. Наглядный материал, способствующий расширению представления детей о народных традициях, обычаях и играх: потешки, прибаутки, загадки, предания, былины и сказки, считалки и скороговорки, народные песни, пляски, одежды и все обязательно в соответствии с возрастными особенностями и интересами дошкольника. Большое значение имеет яркое и образное первое знакомство детей с национальным колоритом и культурой. Следует отметить, что эффективность ознакомления с играми обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются уровень развития субъектной позиции личности ребенка в процессе освоения этнонациональной культуры народа: объем и полнота знаний об этнонациональной культуре своего и других народов, степень выраженности интереса, содержание и способы выражения отношения к этнонациональной культуре, проявление положительных эмоций при взаимодействии с элементами культуры народа, характер поведения ребенка при ее освоении.
На начальных этапах ознакомления с народными играми эффективным является индивидуальный метод взаимодействия с ребенком, в дальнейшем определенное значение приобретает индивидуально-групповой метод, далее разумнее применять метод повторно-кольцевого построения игровых ситуаций, сущность которого состоит в том, что предлагаемые в каждом последующем игровом действии упражнения, должны постепенно, по частям воспроизводить последовательность этапов двигательного развития. Не забываем и о важном для детей методе предметно-практического взаимодействия: наглядность и познание назначения определенных предметов и способов действия с ними.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности и эмоционально-положительная основа для развития толерантности. Игры — это духовное богатство культуры каждого народа, познавая которые ребенок постигает сердцем народ.
Загрузка...