МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 2021 – 2022 УЧЕБНОМ ГОДУ
С УЧЁТОМ АНАЛИЗА ГИА-11 В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Физика» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».
Естественнонаучное образование, важной частью которого является учебный предмет «Физика», играет принципиальную роль в формировании научного мировоззрения обучающихся. В Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утв. Решением Коллегии Министерства Просвещения РФ протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК-4вн) говорится, что физические законы лежат в основе многих процессов и явлений, в том числе изучаемых химией, биологией, астрономией, другими науками. Использование и активное применение физических знаний определило характер и бурное развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и др. Без физики было бы невозможно само появление информационных технологий, лавинообразное развитие вычислительной техники.
В качестве учебного предмета физика вносит существенный вклад в формирование естественнонаучной картины мира обучающихся и предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания… Физика – это учебный предмет, который, наряду с другими естественнонаучными предметами, должен дать обучающимся представление об увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового знания.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по физике – это форма государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования по физике требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2021 в Республике Мордовия по физике показывает, что:
отмечается тенденция к снижению числа и доли участников ЕГЭ, выбравших предмет «физика» в Республике Мордовия (одна из причин – сложная эпидемиологическая ситуация этого года);
средний балл и число высокобалльных результатов не изменился к предыдущим годам, вошедшие в анализ (2019 — 2020 уч. г.);
наилучшие результаты ЕГЭ по физике показывают образовательные учреждения, где организовано углубленное/профильное изучение дисциплины;
большинство его участников знают/понимают смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов и умеют описывать и объяснять физические явления и свойства тел; вышеуказанных знаний и умений достаточно при решении простых задач в одну-две формулы;
статистические данные указывают на затруднения участников ЕГЭ по физике при решении комбинированных задач, требующих одновременного применения знаний из различных разделов физики и элементов математики и использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по физике сформированы на основе федерального компонента образовательного стандарта профильного уровня. Профильный уровень обучения предполагает обучение физике в формате 5 часов в неделю. Базовый уровень обучения отличается от профильного в 2,5 раза – 2 часа физики в неделю. В соответствие с этим, необходимо создавать в образовательных организациях классы с углубленным/профильным изучением физики. Основу данных классов будут составлять ученики, мотивированные на изучение предмета. По возможности, распределение по профилю нужно начинать как можно ранее (например, с 7-8 класса).
В случае отсутствия необходимого количества учащихся для создания полноценного класса, целесообразно предусмотреть создание подгрупп из учащихся по интересующим их предметам и соответствующим перераспределением нагрузки в стону увеличения часов по данным дисциплинам.
Рекомендовать образовательным организациям, по возможности (например, для профильных классов), провести согласование рабочих программ по физике и математике (алгебра и геометрия). Например, вектора и их свойства подробно изучаются в конце 10 класса, а по физике их применяют уже в 9 классе при изучении раздела физики – механики. Данный вопрос можно совместно обсудить в рамках методических объединений учителей физики и математики.
Организовывать семинары и посещение «обычных» уроков с участием учителей физики, ученики которых демонстрируют высокие результаты по олимпиадам и ЕГЭ, по обмену знаниями по методике проведения занятий.
В качестве возможных мер, позволяющих повысить уровень знаний учащихся по физике, можно рекомендовать:
– увеличение (по возможности) числа часов, отводимых в учебном плане, на изучение физики. Два или три часа в неделю достаточно лишь для получения базовых знаний об изучаемых физических явлениях и описывающих их законов;
– при изучении дисциплины чаще использовать наглядные демонстрации тех или иных физических явлений. При этом требуется: уменьшить нагрузку на учителя, не связанную с преподаваемым предметом; уменьшить учебную нагрузку, чтобы было больше времени на подготовку к занятиям; ввести ставки учебных мастеров, помогающих подготовке лабораторного и демонстрационного оборудования к занятиям;
– активно привлекать учащихся к различным олимпиадам в очной/заочной форме (Физтех, Ломоносов, Покори Воробьевы горы и т.д.). Данное позволит учащимся познакомиться с более широким набором способов решения одних и тех же физических задач. Кроме того, регулярное очное участие позволит, в ходе ЕГЭ, избежать стрессовых ситуаций при решении задач повышенного уровня сложности;
-– учителям чаще участвовать в семинарах/практикумах/курсах повышения квалификации по решению задач повышенного уровня сложности;
– при составлении тематических контрольных и самостоятельных работ желательно обратить внимание на перечисленные выше типы заданий, которые традиционно вызывают затруднения у участников ЕГЭ по физике;
– при подготовке к ЕГЭ по физике активно использовать аналитические и методические материалы, представленные разработчиками заданий на следующих сайтах: официальный сайт Рособрнадзора –
obrnadzor.gov.ru/gia/ и сайт ФИПИ –
fipi.ru/. На указанных сайтах размещаются актуальные сведения, охватывающие все особенности ОГЭ и ЕГЭ. Целью открытых банков является предоставление обучающимся возможности потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на экзаменах. Задания из открытых банков могут быть использованы как в рамках школьных уроков, так и при самостоятельной подготовке к ГИА. Существенную помощь учителям и обучающимся при подготовке к ГИА могут оказать методические рекомендации, подготовленные на основе анализа ошибок участников ЕГЭ, размещённые в разделе «Аналитические и методические материалы». Необходимо знакомиться не только с рекомендациями за текущий год, но и с материалами предыдущих лет для того, чтобы получить наиболее полное представление обо всех разделах экзамена и типичных ошибках, допускаемых экзаменуемыми. В разделе «Видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ» можно посмотреть онлайн-консультации руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по физике.
На практике учителю физики представляется целесообразным использовать различные интернет-ресурсы, в частности:
Сдам ОГЭ / Решу ЕГЭ – дистанционная обучающая система для подготовки к государственным экзаменам:
решуегэ.рф, ege.sdamgia.ru
Яндекс.Школа – ресурс, позволяющий создавать свои видеоуроки, а также использовать уже готовые уроки по предметам для 5 – 11 классов:
school.yandex.ru/
Сервисы Google, позволяющие создавать в облачном хранилище документы, таблицы, презентации, опросы, тесты:
www.google.com/
Twiddla – виртуальная интерактивная доска, предназначенная для совместной работы:
www.twiddla.com/ и др.
Учитывая выявленные типичные затруднения и ошибки выпускников 11 классов 2021 г., необходимо продолжить системную работу по совершенствованию процесса преподавания физики в Республике Мордовия и улучшению подготовки учащихся по предмету.
В связи с этим рекомендуется:
1. Обсудить в августе – сентябре 2021 г. на заседаниях школьных / городских / муниципальных методических объединений результаты ЕГЭ-2021 по физике.
2. Рекомендовать учителям физики обучение на курсах повышения квалификации на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации: «Проектирование индивидуальной программы профессионального развития педагога» (72 часа), «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся: проекториум для педагога» (36 часов).
3. Обеспечить консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр.
4. Организовать в рамках деятельности лаборатории естественнонаучного и технологического образования обучающие семинары и вебинары и другие образовательные события по совершенствованию методических компетенций учителей в области подготовки обучающихся к участию в ГИА, по диссеминации инновационного педагогического опыта.
5. Продолжить работу по консультированию педагогов, в том числе адресному (на основе анализа результатов ЕГЭ-2021 года), для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Республике Мордовия («500+») в течение 2021 – 2022 учебного года.
6. Использовать возможности электронного образовательного ресурса «Региональная электронная школа «На 5+» для подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации
dio.edurm.ru/course/index.php?categoryid=12
7. Организовать анонсирование и участие педагогов в образовательных событиях по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации, используя ресурсы сетевого профессионального сообщества учителей физики «Педагог 13.ру»
socpedagog13.edurm.ru/groups/15