Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Биология» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. ( ЕГЭ- 2023)
4.1.1. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии всем обучающимся
Учителям биологии, методическим объединениям учителей биологии
Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2023 по биологии позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета:
– в процессе подготовки к новому учебному году необходимо проанализировать результаты ЕГЭ по биологии 2023 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы и типичные ошибки, затруднения обучающихся;
– особое внимание обратить на ключевые, системообразующие биологические термины и понятия: в разделе «Общая биология»: обмен веществ и превращения энергии, энергетический обмен, фотосинтез, хемосинтез, хромосомный набор, митоз и мейоз, наследственность, гаметогенез, нейрула, бластула, изменчивость, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, популяция, вид, видообразование, эволюция, экосистема, биоценоз, трофические связи, биосфера и др.; в разделе «Человек и его здоровье»: орган, ткань, система органов, рефлекс, иммунитет, поведение, нейрогуморальная регуляция, нейрон, торможение, возбуждение, гормон и др.; в разделах «Растение», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»: растительные ткани, органы растений, многообразие растений, онтогенез растений, жизненный цикл растительного организма, генеративные и вегетативные органы, гаметофит, спорофит и др.; в разделе «Животные»: систематика животных, органы, системы органов животных, онтогенез животных, типы нервных систем, метаморфоз, партеногенез, гермафродитизм, и др. Отдельное внимание следует уделить важнейшим биологическим теориям, законам и закономерностям, а также умению с их помощью объяснять процессы и явления в природе и жизни человека;
– структурировать биологическое содержание за весь курс обучения. Так как наибольшее количество заданий в КИМ приходится на раздел «Общая биология», то отработке этого содержания следует уделить наибольшее внимание, а повторение курсов биологии основной школы следует рассматривать системно, с учетом общебиологических знаний;
– организовывать частично-поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся, формируя умения применять ранее полученные знания в новых условиях, анализировать результаты биологических экспериментов по их описанию и делать выводы;
– проводить демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, позволяющие учащимся непосредственно знакомиться с биологическими объектами, их морфологией, физиологией и систематикой;
– в системе контроля использовать практико-ориентированные задания, а также задания, требующие комплексного применения знаний из различных разделов курса биологии и других предметов естественно-научного цикла, систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям КИМ ЕГЭ, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий; подбирать дифференцированные задания, базового, повышенного и высокого уровня сложности для отработки умений и навыков (например, задания на группировку явлений и событий по заданному признаку, соотнесение данных разных типов источников);
– использовать на уроках тексты из других предметных областей, описывающие место и роль естественно-научных знаний в жизни, технике, сбережении здоровья человека и окружающей среды;
– при подготовке к выполнению заданий на множественный выбор полезно заполнение схем и сравнительных таблиц, также, как и при выполнении заданий на соответствие, поскольку в скрытом виде в этих заданиях присутствует сопоставление;
– научить представлять переработанные данные в различной форме, выстраивать логически обоснованный порядок выполнения заданий, выявлять причинно-следственные связи;
– развивать когнитивные умения школьников, что включает выполнение заданий творческого характера, умение строить логические заключения и делать выводы, решать проблемные задачи, систематизировать изученный материал;
– больше внимания и времени уделять заданиям, мотивирующим обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать;
– при решении генетических задач обращать внимание на правильное оформление в соответствии с современной генетической символикой, анализ содержания и составление плана решения, отработку навыков работы с цифровыми данными. Необходимо разбирать решение типовых задач по генетике и цитологии;
внедрять в практику обучения такие формы организации образовательной деятельности и методы обучения, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся, на формирование умения применять знания в знакомой и измененной ситуации;
увеличивать в учебном процессе долю творческих заданий, требующих переноса алгоритма действий в новые нестандартные ситуации;
учитывая содержание КИМ ЕГЭ, целесообразно шире использовать практико-ориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса биологии;
для повышения эффективности подготовки выпускников к ЕГЭ необходимо акцентировать на занятиях внимание на вопросах, связанных с методикой оценивания ответов. Это позволит выпускникам алгоритмизировать свой ответ, сделать его предельно четким и, тем самым, повысить вероятность получения максимального балла;
важнейшим умением, которое выпускнику нужно проявить на экзамене – умение организовывать свое время. Поэтому необходимо провести с выпускниками несколько занятий, посвященных отработке учебно-организационных умений;
– рекомендовать в качестве методической помощи учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ использовать материалы:
открытый банк заданий ЕГЭ сайт ФИПИ
www.fipi.ru;
учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ сайт ФИПИ
www.fipi.ru.
Руководителям ОО
– Обеспечить учителям биологии своевременное прохождение курсов повышения квалификации.
– Пополнять материально-техническую базу кабинетов биологии современным лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, информационно-техническими средствами.
Муниципальным органам управления образованием
– Организовывать деятельность муниципальных методических объединений учителей биологии по обсуждению и устранению «проблемных зон» в преподавании предмета.
– Организовать устранение профессиональных дефицитов учителей биологии, стабильно показывающих низкие результаты, через закрепление наставников из числа педагогов, обеспечивающих высокий уровень подготовки обучающихся по предмету.
– Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Биология», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» (смены «Агропромышленная», «Биотехнология», «Микробиология» и др.).
4.1.2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям, методическим объединениям учителей
В связи с тем, что в большинстве ОО обучение биологии в 10–11 классах организовано при минимальном количестве часов (1–2 часа в неделю), обучающимся требуется большая самостоятельная работа по углублению и расширению своих знаний и отработке необходимых умений. Использование учебника базового уровня не является оптимальным средством для подготовки к ЕГЭ. Необходимо использование учебных пособий, электронных ресурсов, в которых материал изложен на углублённом уровне. Только при таком подходе сохраняется возможность сформировать серьёзный фундамент биологических знаний, который необходим для качественной подготовки школьников к ЕГЭ. Важно понимать, что результаты экзаменуемых определяются многими факторами. Одним из них является индивидуальная система работы с обучающимся, планирующим сдавать ЕГЭ. Только системное изучение материала, предусматривающее познание закономерностей в совокупности с формированием умения мыслить нешаблонно при решении заданий, является главным залогом успеха.
При подготовке к экзамену необходимо учитывать имеющийся объем знаний и умений обучающихся. Для школьников с высоким уровнем подготовки необходимо выполнять задания, при конструировании которых усилена деятельностная и практико-ориентированная составляющая их содержания. Такой подход позволит усилить дифференцирующую способность экзаменационной работы, так как требует от обучающихся последовательного выполнения нескольких мыслительных операций с опорой на понимание причинно-следственных связей, умений обобщать знания, применять ключевые понятия и др. Для обучающихся со слабым знанием предмета одним из возможных направлений в решении проблемы низкого уровня подготовки к экзамену является более активное использование таких заданий, в которых требуется осуществить ряд базовых действий с небольшим количеством объектов (двумя-тремя): определить цитологические и анатомические структуры и их функции, дать характеристику представителям различных типов животных и отделов растений, составить последовательность физиологических процессов и эволюционных событий. При подготовке к экзамену для обучающихся с удовлетворительным уровнем целесообразно использовать задания, в которых для решения требуется последовательное выполнение нескольких (трёх-четырёх) мыслительных операций, в том числе основывающихся на владении знаниями из разных тематических разделов. Очень важно в процессе подготовки к экзамену использовать задания, предусматривающие работу с информацией, представленной в различной форме – схема, таблица, рисунок и др., с последующим ответом на вопросы к ней.
Администрациям образовательных организаций
Реализовывать принципы дифференцированного обучения, создавать профильные классы и группы с изучением биологии на профильном, углубленном уровне.
Выделять дополнительные часы на изучение биологии в виде элективных предметов, факультативных курсов, организовывать для обучающихся индивидуальные образовательные маршруты.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников
На заседаниях методических объединений учителей биологии в 2023 – 2024 учебном году обсудить следующие темы:
1. «Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ по биологии 2023 года»; «Изучение темы «Жизненные циклы основных отделов растений на профильном уровне изучения биологии», «Кариотип, половые хромосомы и аутосомы»; «Сложные вопросы эволюционного учения на базовом и углублённом уровне изучения биологии»; «Методика решения цитологических задач»; «Развитие навыков генетического анализа при решении генетических задач разных типов»; «Анализ и интерпретация родословных», «Анализ и интерпретация биологических экспериментов», «Знакомство с основными теориями биологии и решение заданий с их использованием».
2. Привлечь экспертов предметной комиссии ЕГЭ для участия в методических семинарах, вебинарах, круглых столах по биологии для рассмотрения проблемных вопросов ЕГЭ с тем, чтобы в дальнейшем использовать их опыт для подготовки школьников к сдаче экзамена по биологии.
3. Организовать встречи по обмену опытом, с учителями школ, показавших на ЕГЭ 2023 высокие результаты.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
– Организовать курсы повышения квалификации «Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по биологии», «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся: проекториум для педагога», «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ОО в работе учителя».
– Включить в содержание курсов повышения квалификации темы: «Анализ результатов ЕГЭ: типичные ошибки, разбор наиболее сложных вопросов». В процессе ознакомления учителей биологии на курсах повышения квалификации с результатами сдачи ЕГЭ в 2023 году, обратить внимание на содержание, умения и виды деятельности по содержательным блокам и группам вопросов, вызвавшим наибольшие затруднения у выпускников.
– Организовать обучение учителей, испытывающих затруднения в предметной области при решении заданий линий 23, 28, 29. Обсудить методики решения задач по молекулярной биологии и генетике, анализ и прогнозирование эксперимента. В задачах по молекулярной биологии изучить условия заданий линии 28, где было бы введено упоминание 5* и 3* концов молекул нуклеиновых кислот; рамки считывания (работа от обратного не с начала, а с конца гена с учетом «Стоп – кодона»), замены аминокислот. Это меняет последовательность работы с таблицей генетического кода (понятие «антипараллельность»). В заданиях линии 29 увеличить разнообразие сюжетов генетических задач на сцепленное наследование генов в аутосомах и половых хромосомах, псевдоаутосомное наследование и задачи на признаки, контролируемые полом, а также увеличить число задач с условиями, где исключаются исходные родительские генотипы. Подбирать условия задач, направленных на проверку не только умений находить адекватные способы их решения, но и умения исследовать практическую ситуацию. Необходимо увеличить количество решаемых контекстных и эвристических заданий с развернутым ответом, требующих не воспроизведения заученной информации, а умений находить внутренние связи между объектами (их частями), процессами и объяснять их, применять знания в новой ситуации, устанавливать межпредметные связи с другими предметами школьной программы.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях
в дорожную карту по развитию региональной системы образования
на 2022 – 2023 уч.г.
Таблица 2 14
№ Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности
(или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1. Республиканский педагогический марафон «Осенняя школа учителя – 2022», секция «Лаборатория естественно-научного и технологического образования: актуальные направления деятельности учителя в 2022 – 2023 году» 30 сентября 2022 г.
Руководители методических объединений муниципалитетов, учителей биологии, учителя биологии на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Продемонстрированы
лучшие практики преподавания предмета «Биология»
2. Семинар-практикум для учителей биологии «Лабораторный практикум: применение цифровых лабораторий «RELEON» на уроках биологии» 26 ноября 2022 г.
Учителя биологии на площадке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста» МОУ «Аксеновская СОШ» Лямбирского муниципального района Продемонстрированы
мастер-классы
www.youtube.com/channel/UCz9AI3l6XW8vnVA9IylbuaA/videos
3. Республиканский методический семинар
«Формирование метапредметных компетенций на уроках биологии» 22 декабря 2022 г.
Учителя биологии на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Даны методические рекомендации по формированию метапредметных
компетенций на уроках биологии
4. Республиканский методический практикум
«Ситуационные задачи как инструмент формирования естественно-научной грамотности обучающихся» 20 декабря 2022 г.
Учителя биологии на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Даны методические рекомендации по решению практик ориентированных задач по биологии
5. Всероссийский педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2023»: «Лаборатория естественно-научного и технологического образования: создаем эффективное образовательное пространство» 21 января 2023 г.
Учителя биологии на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
Даны методические рекомендации по выполнению разных типов заданий, работе с открытым банком заданий ГИА и рассмотрению практической части
6. Семинар-практикум для учителей биологии «Лабораторный практикум: применение цифровых лабораторий «RELEON» на уроках биологии» 01 апреля 2023 г.
Учителя биологии на площадке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста» МОУ «Ичалковская СОШ» Ичалковского муниципального района Продемонстрированы мастер-классы учителей биологии
7. Всероссийский педагогический марафон «Весенняя школа учителя – 2023»: «Лаборатория естественно-научного и технологического образования: создаем эффективное образовательное пространство» Учителя биологии на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
Продемонстрированы мастер-классы, оказана методическая помощь по вопросам формирования естественно-научной грамотности на уроках биологии
www.youtube.com/channel/UCz9AI3l6XW8vnVA9IylbuaA/videos
8. Педагогическая мастерская лаборатории естественно-научного и технологического образования «ЕГЭ — 2023 по биологии: содержание, технологии, рекомендации практиков» 3 апреля 2023 г.
Учителя биологии на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Даны методические рекомендации по выполнению заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации
9. Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» консультационный центр Руководители методических объединений муниципалитетов, учителя биологии на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Оказана методическая помощь учителям-предметникам
10. Функционирование сетевого сообщества учителей биологии Учителя биологии,
методисты муниципальных ИМЦ, специалисты МО УО на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Работа в сетевом сообществе учителей биологии на сайте профессионального сообщества «Педагог13.ру»
11. Повышение квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации:
«Методика работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по биологии» Учителя биологии, методисты муниципальных ИМЦ, специалисты МО УО на площадке ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру» Реализованы курсы повышения квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации: ЕГЭ по биологии»
5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023–2024 учебном году на региональном уровне
5.2.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023–2024 учебном году на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Август 2023 г. Анализ типичных ошибок и трудностей выпускников ЕГЭ по биологии в Республике Мордовия (в рамках августовской педагогической конференции). Рекомендации педагогам в части подготовки выпускников следующего года (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру») Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии: Ельниковского, Кадошкинского, Кочкуровского, Ромодановского, Большеигнатовского, Ичалковского, Рузаевского муниципальных районах
2 Сентябрь
2023 г Мастер-класс. Работа с учителями биологии. Эффективное использование
эксперимента при подготовке к ГИА (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру») Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
3 Октябрь
2023 г. Семинар-практикум «Анализ типичных ошибок ЕГЭ-2023» Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
4 Январь
2024 г. Практикум по решению задач повышенной сложности ЕГЭ по биологии Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
5 Февраль
2024 г. Семинар-практикум «ЕГЭ-2024: стратегии выполнения заданий с развернутым ответом по биологии» Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
6 Март
2024 г. Дискуссионная площадка «Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания заданий) по биологии на конкретных примерах» Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
7 В течение учебного года Оказание дифференцированной практико-ориентированной помощи педагогам биологии (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру») Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
8 По графику на 2023 – 2024 уч. год Реализация мероприятий Плана организационно-методического сопровождения школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру») Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
9 В течение учебного года Проведение консультаций для учителей биологии с учетом их профессиональных потребностей в условиях реализации ФГОС на площадке ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
10 В течение учебного года Организация курсов повышения квалификации для учителей биологии Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
11 В течение года Функционирование работы сетевого профессионального сообщества учителей биологии «Педагог13.ру» Учителя биологии, в том числе учителя ОО с низкими результатами ЕГЭ 2023 г. по биологии
5.2.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 16
№ Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 Август 2023 г. Эффективные практики обучения и воспитания в предметной области «Биология» в рамках проведения Республиканского педагогического форума работников образования «Воспитание – приоритет региональной образовательной политики» в рамках реализации обновленных ФГОС по предмету «Биология» на базе ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог 13.ру»
2 В течение года
Октябрь, Январь
Март (в рамках всероссийских образовательных марафонов «Осенняя школа учителя – 2023»», Зимняя школа учителя – 2024, «Весенняя школа учителя – 2024» Проведение семинаров, консультаций и мастер-классов учителей ОО, выпускники которых показали лучшие результаты ЕГЭ по биологии: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одарённых детей», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12», Лицей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39»
3 В течение учебного года Тиражирование лучших практик преподавания предмета «Биология», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру».
4 В течение учебного года Обеспечение участия учителей биологов в образовательных событиях в рамках реализации комплексного плана мероприятий по организационно-методической поддержке центров «Точка Роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центра цифрового образования «IT-куб», создаваемых и функционирующих в Республике Мордовия, на 2023–2024 учебный год
5 Январь 2024 Организация участия учителей биологии в республиканском конкурсе «PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам».
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2023 г.
1. Организация проведения муниципальных, региональных диагностических работ для учителей биологии.
2. Организация курсов повышения квалификации для председателя и экспертов предметных комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ) по биологии.
5.2.4. Работа по другим направлениям
Проведение онлайн-консультаций по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для следующих школ, участвующих в реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения в период 2023-2024 уч.г. (Приказ МО РМ от 29.12.2022 за № 1356):
МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района;
МБОУ «Ардатовская станционная основная общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района,
МБОУ «Нововерхиссенская средняя общеобразовательная школа» Инсарского муниципального района
МБОУ «Вышинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» Ромодановского муниципального района
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 3» Ромодановского муниципального района
МБОУ «Белозерьевская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района
МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района
МОУ «Мельцанская средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района
МБОУ «Трускляйская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района
МБОУ «Жуковская средняя общеобразовательная школа» Торбеевского муниципального района
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16» г.о. Саранск
ГБОУ «Кочелаевская школа-интернат» Ковылкинского муниципального района
Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Биология» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. ( ЕГЭ- 2023)
4.1.1. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии всем обучающимся
Учителям биологии, методическим объединениям учителей биологии
Анализ результатов выполнения ЕГЭ-2023 по биологии позволяет представить для учителей-практиков ряд рекомендаций по совершенствованию организации и методики преподавания учебного предмета:
– в процессе подготовки к новому учебному году необходимо проанализировать результаты ЕГЭ по биологии 2023 г. в сравнении с результатами прошлых лет, выделить наиболее сложные для изучения темы и типичные ошибки, затруднения обучающихся;
– особое внимание обратить на ключевые, системообразующие биологические термины и понятия: в разделе «Общая биология»: обмен веществ и превращения энергии, энергетический обмен, фотосинтез, хемосинтез, хромосомный набор, митоз и мейоз, наследственность, гаметогенез, нейрула, бластула, изменчивость, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, популяция, вид, видообразование, эволюция, экосистема, биоценоз, трофические связи, биосфера и др.; в разделе «Человек и его здоровье»: орган, ткань, система органов, рефлекс, иммунитет, поведение, нейрогуморальная регуляция, нейрон, торможение, возбуждение, гормон и др.; в разделах «Растение», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»: растительные ткани, органы растений, многообразие растений, онтогенез растений, жизненный цикл растительного организма, генеративные и вегетативные органы, гаметофит, спорофит и др.; в разделе «Животные»: систематика животных, органы, системы органов животных, онтогенез животных, типы нервных систем, метаморфоз, партеногенез, гермафродитизм, и др. Отдельное внимание следует уделить важнейшим биологическим теориям, законам и закономерностям, а также умению с их помощью объяснять процессы и явления в природе и жизни человека;
– структурировать биологическое содержание за весь курс обучения. Так как наибольшее количество заданий в КИМ приходится на раздел «Общая биология», то отработке этого содержания следует уделить наибольшее внимание, а повторение курсов биологии основной школы следует рассматривать системно, с учетом общебиологических знаний;
– организовывать частично-поисковую и исследовательскую деятельность обучающихся, формируя умения применять ранее полученные знания в новых условиях, анализировать результаты биологических экспериментов по их описанию и делать выводы;
– проводить демонстрационные и лабораторные опыты, практические работы, позволяющие учащимся непосредственно знакомиться с биологическими объектами, их морфологией, физиологией и систематикой;
– в системе контроля использовать практико-ориентированные задания, а также задания, требующие комплексного применения знаний из различных разделов курса биологии и других предметов естественно-научного цикла, систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий, аналогичных заданиям КИМ ЕГЭ, учить их внимательно читать инструкцию, соблюдать последовательность действий при выполнении заданий; подбирать дифференцированные задания, базового, повышенного и высокого уровня сложности для отработки умений и навыков (например, задания на группировку явлений и событий по заданному признаку, соотнесение данных разных типов источников);
– использовать на уроках тексты из других предметных областей, описывающие место и роль естественно-научных знаний в жизни, технике, сбережении здоровья человека и окружающей среды;
– при подготовке к выполнению заданий на множественный выбор полезно заполнение схем и сравнительных таблиц, также, как и при выполнении заданий на соответствие, поскольку в скрытом виде в этих заданиях присутствует сопоставление;
– научить представлять переработанные данные в различной форме, выстраивать логически обоснованный порядок выполнения заданий, выявлять причинно-следственные связи;
– развивать когнитивные умения школьников, что включает выполнение заданий творческого характера, умение строить логические заключения и делать выводы, решать проблемные задачи, систематизировать изученный материал;
– больше внимания и времени уделять заданиям, мотивирующим обучающихся не столько запоминать и действовать по образцу, сколько мыслить критически, анализировать, сравнивать, экспериментировать;
– при решении генетических задач обращать внимание на правильное оформление в соответствии с современной генетической символикой, анализ содержания и составление плана решения, отработку навыков работы с цифровыми данными. Необходимо разбирать решение типовых задач по генетике и цитологии;
внедрять в практику обучения такие формы организации образовательной деятельности и методы обучения, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся, на формирование умения применять знания в знакомой и измененной ситуации;
увеличивать в учебном процессе долю творческих заданий, требующих переноса алгоритма действий в новые нестандартные ситуации;
учитывая содержание КИМ ЕГЭ, целесообразно шире использовать практико-ориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса биологии;
для повышения эффективности подготовки выпускников к ЕГЭ необходимо акцентировать на занятиях внимание на вопросах, связанных с методикой оценивания ответов. Это позволит выпускникам алгоритмизировать свой ответ, сделать его предельно четким и, тем самым, повысить вероятность получения максимального балла;
важнейшим умением, которое выпускнику нужно проявить на экзамене – умение организовывать свое время. Поэтому необходимо провести с выпускниками несколько занятий, посвященных отработке учебно-организационных умений;
– рекомендовать в качестве методической помощи учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ использовать материалы:
открытый банк заданий ЕГЭ сайт ФИПИ
www.fipi.ru;
учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ сайт ФИПИ
www.fipi.ru.
Руководителям ОО
– Обеспечить учителям биологии своевременное прохождение курсов повышения квалификации.
– Пополнять материально-техническую базу кабинетов биологии современным лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, информационно-техническими средствами.
Муниципальным органам управления образованием
– Организовывать деятельность муниципальных методических объединений учителей биологии по обсуждению и устранению «проблемных зон» в преподавании предмета.
– Организовать устранение профессиональных дефицитов учителей биологии, стабильно показывающих низкие результаты, через закрепление наставников из числа педагогов, обеспечивающих высокий уровень подготовки обучающихся по предмету.
– Обеспечить участие обучающихся, выбравших для итоговой аттестации предмет «Биология», в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах профильной направленности, в том числе на базе Регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Мира» (смены «Агропромышленная», «Биотехнология», «Микробиология» и др.).
4.1.2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям, методическим объединениям учителей
В связи с тем, что в большинстве ОО обучение биологии в 10–11 классах организовано при минимальном количестве часов (1–2 часа в неделю), обучающимся требуется большая самостоятельная работа по углублению и расширению своих знаний и отработке необходимых умений. Использование учебника базового уровня не является оптимальным средством для подготовки к ЕГЭ. Необходимо использование учебных пособий, электронных ресурсов, в которых материал изложен на углублённом уровне. Только при таком подходе сохраняется возможность сформировать серьёзный фундамент биологических знаний, который необходим для качественной подготовки школьников к ЕГЭ. Важно понимать, что результаты экзаменуемых определяются м?