Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Английский язык» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок
На основе анализа результатов ЕГЭ 2023 г. необходимо вновь акцентировать внимание на определенных аспектах подготовки учащихся в формулировке некоторых общих для всех групп учащихся рекомендаций.
1) Подготовка обучающихся к ЕГЭ не является самоцелью, это один из аспектов формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Задания КИМ ЕГЭ по иностранным языкам строятся на аутентичных текстах и имеют коммуникативный характер. Механическое выполнение заданий в формате ЕГЭ без анализа и обсуждения не принесет желанных результатов. На уроке следует не выполнять эти задания, а объяснять и тренировать различные коммуникативные стратегии, развивать умения учащихся в разных видах речевой деятельности на основе разнообразных заданий, выделив лишь некоторое время на анализ заданий ЕГЭ и разбор вызвавших затруднения моментов. Для успешной подготовки к выполнению заданий раздела «Грамматика и лексика» рекомендуется:
— в учебном процессе уделять большее внимание вопросам сочетаемости лексических единиц, приучать учащихся заучивать не отдельные слова, а словосочетания. Необходимо обращать внимание обучающихся на то, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой;
-на уроках следует уделять больше внимания отработке использования слов в коммуникативно-значимом контексте, т.е. в связном тексте. Выполнение грамматических упражнений на противопоставление двух обозначенных в задании форм недостаточно для формирования устойчивых грамматических навыков. Необходимо анализировать грамматические формы в прочитанных текстах, добиваться понимания того, какую информацию они несут, почему именно эти формы употреблены в данном контексте, а также предлагать связные тексты, в которых надо правильно использовать различные грамматические формы.
Важным аспектом при подготовке к ЕГЭ по иностранным языкам является развитие языковой догадки: нужно научить школьников с начального этапа обучения извлекать общий смысл слова из контекста, морфологической структуры слова, на основе аналогии с интернациональными словами и т.д.
Необходимо научить школьников отбирать материал, необходимый для полного и точного выполнения задания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написания работы проверять ее как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы.
Для успешной подготовки к выполнению заданий раздела «Говорение» рекомендуется:
— использовать задания на развитие подготовленной и неподготовленной диалогической/монологической речи;
— уделять больше внимания спонтанной речи, выполнению продуктивных заданий, работе в парах и малых группах;
— обращать внимание на строгое соблюдение предложенного в задании плана.
Для успешной подготовки к выполнению заданий раздела «Аудирование» рекомендуется:
— предлагать учащимся задания, требующие извлечение информации из текста на разных уровнях сложности и глубины понимания. Прослушиванию аудиотекста должны предшествовать разбор инструкции, определение цели и задач, которые ставит задание, обсуждение стратегий, которые нужно применить в данном задании, поиск ключевых слов к утверждениям и вопросам и их синонимов, эквивалентов, антонимов. При разборе содержания звучащих текстов в сложных случаях необходимо использовать аудиоскрипты, в которых можно подчеркивать ключевые фразы и слова, помогающие найти правильный ответ.
Для успешной подготовки к выполнению заданий раздела «Чтение» рекомендуется:
— учить владению различными технологиями извлечения информации из определенного текста, их адекватному использованию в зависимости от поставленной задачи и интерпретации ее смысла (речевые умения), отрабатывать умения ознакомительного, поискового и изучающего видов чтения;
— особое внимание уделять формированию у обучающихся способности быстро менять стратегии чтения в соответствии с коммуникативной задачей, учитывать особенности изложения материала (повествование, описание, рассуждение),
его структуры и лексико-грамматического оформления;
— важно обучать различным приемам смысловой обработки оригинальных текстов разных жанров и сложности, таким как выделение основного и второстепенного в тексте, развитие разных видов языковой догадки, прогнозирование по заголовку, определение основной идеи текста и т.д.
— необходимо развивать метапредметные умения, приучать школьников удерживать в памяти и анализировать получаемую информацию, обучать их приемам, позволяющим быстро сопоставлять, обобщать, критически оценивать информацию, находить причинно-следственные связи в тексте и т.д.
Устная часть ЕГЭ по английскому языку предполагает планомерную работу по формированию устно-речевых умений и навыков на протяжении всех лет обучения иностранному языку в школе. Необходимо иметь четкое представление о навыках и умениях, проверяемых в каждом экзаменационном задании включать в практику задания на отработку ритма (снежный ком) и на перечисление однородных членов предложения (фонетическая лестница), способствующих правильной расстановке пауз в предложении. Эффективным приемом подготовки к формату и заданиям экзамена можно назвать аудиозапись ответов учащихся с последующим анализом и совершенствованием высказываний.
4.1.1. по совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителей
– Рекомендовать учителям исходить из требований и рекомендаций обновленных ФГОС ООО и СОО при составлении рабочих программ, тестовых материалов, при организации проектно-исследовательской деятельности.
– Рекомендовать учителям проведение занятий в соответствии с содержанием основной общеобразовательной программы на основе вариативных форм организации учебной деятельности, соответствующих индивидуальным особенностям обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
– Продолжить формировать универсальные учебные действия и метапредметность обучающихся на уроках иностранного языка.
– Продолжить внедрение рефлексивного подхода при оценивании личностных достижений.
– Проводить на регулярной основе диагностическое (промежуточное, рубежное, итоговое) тестирование обучающихся.
– Формировать учебные иноязычные стратегии обучения при подготовке обучающихся к устной части ЕГЭ по иностранным языкам.
– Особое внимание уделить конструированию современного урока английского языка на основе системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС: активнее в практику преподавания вводить аудирование аутентичных текстов разных жанров, знание правил построения письменных и устных высказываний в соответствии с нормами стран изучаемого языка; акцентировать внимание учащихся на устойчивых, клишированных ресурсах языка, при подготовке обеспечить наличие необходимых речевых навыков для оформления высказываний; уделять большее внимание формированию устойчивых грамматических и лексико-грамматических навыков в продуктивных видах речевой деятельности.
Особое внимание следует уделить усвоению лексико-грамматического материала в объёме, который указан в образовательном стандарте и в кодификаторе.
– Для достижения метапредметных результатов использовать дополнительную литературу (справочники, словари, различные источники информации в виде текстов, схем и иллюстраций), развивать языковую догадку, а именно учить обучающихся догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по словообразовательным элементам, по сходству с русским языком (интернациональные слова); выделять ключевые слова и фразы, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять проблему и делать логические выводы; высказать свое мнение и обосновать его на основе письма-стимула (проблемных вопросов, поставленных в нем) или таблицы/диаграммы, проводить тренировки навыков спонтанной речи на уроках, учить работать с информацией (искать и выделять необходимую информацию, обобщать, выделять главное, находить общее и различное).
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы следующие электронные ресурсы:
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения основного государственного экзамена
fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory;
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена
fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory;
Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ
fipi.ru/ege/demoversii-specifikaciikodifikatory;
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ
fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiysubektov-rf;
Сайт «Решу ЕГЭ» (Английский язык);
Ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования».
Муниципальным органам управления образованием
– Обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении государственной итоговой аттестации.
– Усилить информационно-разъяснительную работу со всеми категориями участников ГИА по предмету «Английский язык»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену;
– Обеспечить адресный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников, показавших низкие результаты.
– Организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через развитие системы наставничества педагогических работников
o Прочие рекомендации.
В целях развития и углубления интереса учащихся к английскому языку, совершенствование их практических навыков и умений, воспитание уважения к традициям и культуре своей Родины и страны изучаемого языка использовать различные формы внеурочной работы, например фестивали театральных постановок на английском языке, концерты, литературные вечера и т.д.
4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников
с разными уровнями предметной подготовки
Учителям, методическим объединениям учителей
Большинству учащихся всех уровней подготовки следует обратить пристальное внимание на развитие лексико-грамматических навыков – правильного употребления словоформ и лексем в коммуникативно значимых текстах. В процессе обучения важно развивать грамматические навыки на связных текстах и делать акцент на функции грамматических форм. Полезными будут интегрированные задания на чтение и тренировку грамматических навыков: изменение грамматических форм слов в тексте и объяснение разницы в значениях. В процессе обучения следует обращать больше внимания на использование словообразовательных аффиксов в связных текстах и не просто заполнять таблицы образования родственных слов, предлагать обучающимся придумать предложения с образованными однокоренными словами и т. п. Учащимся с низким уровнем предметной подготовки рекомендуется особое внимание уделить развитию продуктивных навыков письма и говорения. Необходимо внимательно изучить формат самих заданий и придерживаться инструкций по выполнению данных заданий, приведенных в методических рекомендациях на сайте ФИПИ. Нужно научить работать с ключевыми словами, подчеркивать их в тексте заданий и внимательно проверять, на те ли вопросы даются ответы и относятся ли заданные экзаменуемым вопросы к указанной теме. В устной речи важно уделять внимание развитию монологической речи. Учащимся со средним уровнем подготовки рекомендуется обратить внимание на развитие перцептивных навыков полного и точного понимания содержания прослушанного и прочитанного текстов. При подготовке к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» необходимо формировать различные стратегии аудирования и чтения и повышать эффективность их использования в соответствии с коммуникативной задачей. Важно избегать дословного восприятия текста, учащимся необходимо сформировать выделять ключевые слова и не обращать внимания на те, от которых не зависит понимание основного содержания. Учащимся с высоким уровнем подготовки рекомендуется также обращать внимание на правильность оформления устного и письменного высказывания с точки зрения норм употребления лексики и грамматики, отсутствия фонетических, орфографических и пунктуационных ошибок, а также работать над умением аргументированно высказать отношение к предложенной проблеме/ситуации.
Администрациям образовательных организаций
– Внедрять в учебные планы специализированные элективные и факультативные курсы по подготовке к ЕГЭ.
– Проводить мониторинг удовлетворенности уровнем подготовки и учебными материалами среди обучающихся и их родителей на регулярной основе.
Муниципальным органам управления образованием
– Создать условия для реализации профильной подготовки обучающихся через реализацию профильных и предпрофессиональных классов, участие обучающихся в конкурсном движении, программах образовательных смен и др.
– Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников
С целью повышения профессиональной компетентности учителей английского языка в вопросах подготовки обучающихся к участию в ЕГЭ по английскому языку рекомендовано:
1. Провести обсуждение и анализ на заседаниях методических объединений учителей английского языка «Анализ результатов единого государственного экзамена по английскому языку в 2023 году» для более полного ознакомления с трудностями, возникшими у экзаменуемых при выполнении заданий ЕГЭ.
2. Организовать проведение индивидуальных и групповых консультации в очной и дистанционной форме по оказанию методической помощи учителям, осуществляющим подготовку выпускников к ЕГЭ, консультировать по вопросам подготовки к экзамену.
3. Проведение мастер-классов с привлечением педагогов из республиканского методического актива в целях распространения успешного опыта по подготовке участников ЕГЭ по разделам «Аудирование и чтение», «Грамматика и лексика», «Письменная речь»; «Устная часть» ЕГЭ по английскому языку».
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Следует рекомендовать специалистам ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» проведение курсов повышения квалификации для учителей английского языка, работающих в старших классах, по следующим программам:
«Особенности подготовки выпускников образовательных организаций к ГИА-11 по английскому языку» (36 ч), «Задания высокого уровня ЕГЭ: структура, содержание, анализ типичных ошибок, система подготовки», «Современные образовательные технологии: методика и практика применения».
При прохождении курсов повышения квалификации больше внимания уделять тренировочные мероприятия для учителей по заданиям ЕГЭ с последующим анализом и разбором типичных ошибок из открытых источников (ФИПИ) при прохождении специализированных курсов с целью формирования оценочной компетенции современного учителя иностранного языка.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в дорожную карту по развитию региональной системы образования
5.2.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях в дорожную карту по развитию региональной системы образования на 2023–2024 учебном году.
№ Название мероприятия Показатели (дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1. Обсуждение результатов ГИА-2023 в разрезе учебных предметов и в рамках Республиканского образовательного форума – 2023 «Воспитание – приоритет региональной образовательной политики» 18 августа 2023 Выработка методических рекомендаций по повышению качества преподавания предмета «Иностранные языки» на секционных заседаниях в рамках Республиканской педагогической конференции работников образования
2. КПК «Инновационные подходы к обучению иностранному языку в средней общеобразовательной школе» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»)
Сентябрь 2022 Слушатели познакомились с структурой обучения иностранному языку в условиях совершенствования образовательной системы. Изучили технологии развития у школьников устной речи, формирования фонетических навыков и способности воспринимать иностранную речь на слух. Также познакомились с методиками планирования современных уроков иностранного языка, их типологией и вариантами организации деятельности учащихся в рамках подготовки к ГИА
4 Педагогический марафон «Осенняя школа учителя» Сентябрь 2022 Рассмотрели эффективные методики планирования современных уроков иностранного языка, типологии организации деятельности учащихся в рамках подготовки к ГИА
5. Педагогический марафон «Зимняя школа учителя – 2023» Февраль 2023 Участники профессиональной площадки в форме дискуссий, обмена успешными практиками рассмотрели вопросы подготовки к итоговой аттестации
6. Педагогический марафон «Весенняя школа учителя – 2023» Апрель 2024 Участники профессиональной площадки в форме дискуссий, обмена успешными практиками по вопросам подготовки к итоговой аттестации
7. КПК «Формирование и развитие функциональной грамотности»» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»)
Февраль 2024 МОУ «Гимназия № 12», МОУ с углубленным изучением отдельных предметов «СОШ № 24» г.о.Саранск
8. Республиканский фестиваль иностранных языков «Мир безграничного творчества» Март, 2024 Повышение интереса к изучению предмета «Английский язык». Формирование патриотизма и любви к Родине, знакомство с культурой и традициями англоязычных стран.
5.2.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023–2024 уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 155
№ Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1. 18.08.2023 Проектная сессия «Достижение планируемых результатов в обучении иностранному языку в соответствии с требованиями обновленных ФГОС» на базе ГБУК «Национальная библиотека им. А.С. Пушкина»
2 25.09.2023 Семинар-практикум «Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации обновленных ФГОС СОО» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»)
3. Февраль, 2024 КПК «Иностранный язык: подготовка к государственной итоговой аттестации» (36 ч) (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»)
4 В течение года Организация участия учителей иностранного языка в Всероссийских образовательных марафонах «Осенняя школа учителя –2023», Зимняя школа учителя – 2024», «Весенняя школа учителя – 2024» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»)
5. В течение года Организация выездов методического десанта в ОО, показавших низкие образовательные результаты: ОО следующих муниципальных районов: МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о.Саранск
6. В течение года Консультирование и тьюторское сопровождение педагогов через созданный на базе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» консультационный центр
7. В течение года Организация работы сетевого профессионального сообщества учителей иностранного языка «Педагог 13.ру» (http://socpedagog13.edurm.ru/groups/34)
8. Ежеквартально Педагогическая мастерская «СоздаYOU современный урок англиского языка». ФГБОУ ВО МГПУ им. М.Е. Евсевьева.(Факультет иностранных языков)
9. Ежеквартально Онлайн-мастерская- «Трудные задания ЕГЭ (личное письмо, развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы): структура, содержание, анализ типичных ошибок, система подготовки» (ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»)
10 Март, 2023
Республиканский фестиваль иностранных языков
«Мир безграничного творчества».
Место проведения: РМ, р.п.Торбеево, МБОУ «Торбеевская СОШ № 1».
5.2.3. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023–2024 г.
Таблица 2 166
№ Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1. В течение года Проведение педагогических мастерских, семинаров и мастер-классов под руководством учителей ОО, выпускники которых показали лучшие результаты на ЕГЭ по английскому языку: МОУ «Гимназия № 12», МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о.Саранск
2. Октябрь, 2023г., Январь, 2024г. Март, 2024г. Мастер -классы «СозданиеYOU эффективное образовательное пространство» педагогов, подготовивших выпускников-высокобалльников на ЕГЭ по английскому языку
3. Ноябрь, 2023
Февраль, 2024 Педагогическая мастерская с привлечением педагогов из республиканского методического актива в целях распространения успешного опыта по подготовке участников ЕГЭ по разделам «Аудирование и чтение», «Грамматика и лексика», «Письменная речь», «Устная часть» ЕГЭ по английскому языку».
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2023 г.
Организация и участие в апробациях и тренировочных экзаменах на уровне региона по сценарию основного периода с целью диагностики уровня подготовки и возможностью внесения корректив в подготовку выпускников.
5.2.4. Работа по другим направлениям
Проведение онлайн-консультаций по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для следующих школ, участвующих в реализации мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения в период 2023–2024 уч. г. (Приказ МО РМ от 29.12.2022 за № 1356):
МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района;
МБОУ «Ардатовская станционная основная общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района;
МБОУ «Нововерхиссенская средняя общеобразовательная школа» Инсарского муниципального района;
МБОУ «Вышинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района;
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 2» Ромодановского муниципального района;
МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 3» Ромодановского муниципального района;
МБОУ «Белозерьевская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района;
МБОУ «Пятинская средняя общеобразовательная школа» Ромодановского муниципального района;
МОУ «Мельцанская средняя общеобразовательная школа» Старошайговского муниципального района;
МБОУ «Трускляйская средняя общеобразовательная школа», Рузаевского муниципального района;
МБОУ «Жуковская средняя общеобразовательная школа» Торбеевского муниципального района;
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16» г.о. Саранск;
ГБОУ «Кочелаевская школа-интернат» Ковылкинского муниципального района