Рекомендации для системы образования по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «Русский язык» (ОГЭ)
1. Рекомендации по совершенствованию преподавания учебного предмета для всех обучающихся
o Учителям, методическим объединениям учителей:
– при планировании образовательного процесса на уровне основного общего образования, при составлении рабочих программ обращать особое внимание на требования ФГОС. Также рекомендуем использовать потенциал портала «Единое содержание общего образования» для создания рабочих программ с помощью конструктора в соответствии с ФООП по предмету «Русский язык».
– проанализировать результаты ОГЭ;
– выявить проблемные зоны подготовки к ОГЭ;
— сопоставить результаты учащихся по комплексу оценочных процедур: ВПР и ОГЭ для выявления пробелов в знаниях учащихся;
— провести методический анализ перспективных моделей ОГЭ по русскому языку;
— скорректировать рабочие программы с учетом проблемных полей обучения и перспективной модели ОГЭ для повышения уровня ключевых предметных компетенций;
— спланировать систему методической поддержки учителей, имеющих профессиональные дефициты, и молодых педагогов, используя различные формы организации профессионального очного и виртуального общения (в том числе наставничество);
— провести заседания методических объединений по тематике выявленных затруднений учеников 9-х классов по проблемам: «Виды и типы устного и письменного текста и технологии работы с ними», «Синтаксический и пунктуационный анализ», «Способы сжатия текста»;
— организовать возможности, используемые в регионе УМК;
— включать в практику обучения материалов открытого банка заданий и оценочных средств, опубликованных на официальных сайтах ФБГНУ ФИПИ и для организации образовательного процесса, более широко можно использовать ресурсы ФГИС «Моя школа», портала «Единое содержание общего образования».
o Муниципальным органам управления образованием:
— проанализировать результаты ОГЭ;
— провести конференции, семинары по результатам ОГЭ с привлечением членов экспертных групп по проверке письменной части;
— провести семинары (круглые столы, мастер-классы) с привлечением педагогов, показавших высокие результаты;
— выявить и внедрить наиболее успешные педагогические практики в подготовке обучающихся к ОГЭ;
— интегрировать в процесс подготовки к ОГЭ современные педагогические технологии;
— организовать муниципальные мероприятиями по обмену опытом между педагогическими работниками и/или образовательными организациями;
— разработать формы представления результатов, позволяющих определить динамику метапредметных результатов;
— продолжить работу по совершенствованию системы организации и подготовки к ОГЭ через повышение информационной компетенции участников образовательного процесса;
— обеспечить повышение квалификации педагогов в области изучения инновационных методик, форм и способов формирования коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с ФГОС и диагностики образовательных результатов по русскому языку;
— обеспечить объективность и качество при подготовке и проведении основного государственного экзамена;
-усилить информационно- разъяснительную работу со всеми категориями участников ОГЭ по предмету «Русский язык»: выпускниками, их родителями, педагогами, привлекаемыми к экзамену;
— обеспечить адресный подход к повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников, показавших низкие результаты;
— организовать устранение профессиональных дефицитов педагогов через развитие системы наставничества педагогических работников;
— информировать образовательные организации об участии во Всероссийском конкурсе сочинений (муниципальный, региональный этапы);
Всероссийские мероприятия
— информировать образовательные организации об участии во Всероссийском конкурсе на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке (организатор ФГБУ «ФИРЯ»);
— информировать образовательные организации об участии во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности»;
Региональные мероприятия
— информировать образовательные организации об участии в республиканском литературном конкурсе «Читаем В.П. Астафьева»;
— информировать образовательные организации об участии в научно-практической конференции «Нам слово русское дано…», посвященной Дню русского языка.
o Прочие рекомендации:
— шире использовать в образовательном процессе практико-ориентированные задания, что позволит создать у школьников правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта;
— совершенствовать систему работы по развитию речи учащихся, направленную на формирование умения оперировать информацией, используя различные приемы сжатия текста;
— систематически проводить работу с учащимися над пополнением словарного запаса;
— активно развивать способности школьников к речевому самоконтролю, умению анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в соответствии с нормами современного русского языка;
— формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся с использованием разнообразной учебной литературы (словарей, справочников, практикумов, пособий для подготовки к экзаменам, мультимедийных средств и т.п.);
— усилить в преподавании коммуникативную и практическую направленность;
— работать над развитием смыслового чтения и информационной переработки текстов;
— организовать целенаправленную системную образовательную деятельность по предмету, ориентированную на формирование у обучающихся:
— метапредметных умений, основанных в том числе на логических универсальных учебных действиях, общих интеллектуальных умениях, таких, как анализ, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации языковых единиц, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение при применении орфографических, пунктуационных правил, языковом анализе текста, предложения, словосочетания, слова, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач по предмету; умений осуществлять широкий внутрипредметный и межпредметный перенос знаний и способов действий;
— общеучебных УУД, позволяющих школьникам успешно осуществлять поиск и выделение информации; ориентировку в содержании текста; отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию; оценивать достоверность информации, высказывать оценочные суждения на основе текста.
2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки
o Учителям, методическим объединениям учителей.
В данной группе участников ОГЭ процент выполнения заданий варьируется от 5,60% до 70,09%. Самый низкий процент выполнения обучающиеся продемонстрировали в практической грамотности. Можно говорить, что у данной категории обучающихся не вполне сформирована практическая грамотность.
Основные рекомендации для работы с категорией учащихся, находящихся в группе риска (преимущественно отметка «2»):
1. Формировать речевую компетенцию:
— научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
— повысить интерес к русскому языку и развивать мотивацию учебной деятельности;
— повысить результативность обучения.
В работе над формированием речевой компетенции используются различные современные педагогические технологии:
1) проблемное обучение
2) разноуровневое обучение
3) игровая технология
4) проектная технология
5) развивающее обучение.
2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
– использование методики орфографического чтения: письмо с проговариванием: сначала образец проговаривает учитель по слогам, затем обучающиеся диктуют себе хором по заданному образцу («Орфография без правил» П. С. Тоцкий»);
– списывание. Этот вид упражнения предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами;
– комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов, объясняют постановку знаков препинания. Все обучающиеся должны попробовать себя в роли комментатора, сначала комментируют сильные учащиеся, затем постепенно включаются и все остальные;
– письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираются правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем обучающиеся пишут данное предложение или текст под диктовку;
– письмо под диктовку;
– письмо по памяти;
3. Развивать активный словарный запас. Формировать культуру работы со орфографическим словарем. Работать со словарём эпитетов К.С. Горбачевича, словарями, синонимов, антонимов.
Словарная работа
• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);
• различные виды диктантов: словарный диктант (1 раз в неделю); диктант по памяти (проверка домашнего задания); диктант «Угадай словечко» (учитель читает толкование слова, а дети записывают само слово); зрительный диктант (берем 3–5 предложений, включающих словарные слова, поочередно их демонстрируем по 10–30 секунд). За это время учащиеся должны прочитать, запомнить и записать. Работа ведется до тех пор, пока все учащиеся не будут писать эти предложения безошибочно;
• сочинение по опорным словам, сочинение-миниатюра;
• карточки с разнообразными заданиями;
• «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
• работа со словарями: оформление карточек (это делает учитель или учащиеся) и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);
• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
4. Практиковать «медленное» и комментированное чтение. Работать с пассивным словарным запасом: уточнять значения понятий.
5. Формировать навыки смыслового чтения при работе с текстами разных стилей.
6. Систематизировать работа над овладением нормами русского языка.
Достижению поставленной цели способствуют:
— письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);
— свободный или творческий диктант;
— письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
— составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
— замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
— сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
— выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.
7. Обучать различным видам речевой деятельности
Слушание:
• повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
• записать во время слушания опорные слова.
Развитие скорости чтения:
• прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
• прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);
• разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;
• обсудить текст во время беседы.
Обучение устной и письменной речи
Все предыдущие виды работ (словарная, создание словосочетаний и предложений, мини-сочинений) также служат обучению устной и письменной речи.
8. Формировать навыки осуществления самоуправления учебно-познавательной деятельностью, навыками осуществления рефлексии и др.
В группе участников ОГЭ, набравших от 14 до 22 баллов, процент выполнения заданий варьируется от 17,53% до 88,70%. Среднее значение доли выполнения участниками данной группы задания части 3 составляет 81,79%, части 1 – 77,73%. Практическая грамотность – 34,80%. Фактическая точность речи экзаменуемого – 83,30%.
При уровневом подходе к обучению категории обучающихся, имеющих низкий
уровень подготовки, рекомендуется:
— для успешного выполнения части 1 (сжатое изложение) работать с текстами из Открытого банка заданий ФИПИ: аудирование всего текста – аудирование фрагмент –запись текста по памяти – аудирование – запись текста – работа продолжается до тех пор, пока весь текст не будет письменно воспроизведен и проверен учителем. После чего, по ключевым словам, определяется главная информация и применяется прием компрессии текста. Для этой категории обучающихся рекомендовано отрабатывать применение приёма исключения второстепенной информации;
— в части 2 предлагаем начать работу по синтаксическому анализу словосочетаний, затем перейти к лексическому анализу. Следующим этапом может стать работа с текстом по анализу содержания текста. Выполнение этих заданий будет по силам даже слабо успевающим ученикам, если следовать определенной схеме: поэтапное предъявление материала, необходимое для освоения предметного содержания; обобщение, понятный алгоритм решения заданий; отработка задания по алгоритму/опорной схеме/опорному конспекту с многократным повторением;
— в части 3 рекомендуем отрабатывать выполнение альтернативного задания, для чего составить словарь ценностных понятий, предложить шаблоны, клише для формулирования определения и ответа на вопрос.
При дифференцированном обучении категории обучающихся со средним уровнем
подготовки:
— в части 1 дифференцированно отрабатывать навыки аудирования, применения
приёмов компрессии текста (от исключения к упрощению);
— в части 2 учителю необходимо акцентировать внимание на пунктуационном анализе и анализе средств выразительности;
— в части 3 особое внимание уделить альтернативным заданиям, отработке навыка смыслового чтения и элементам комплексного анализа текста на уровне содержания, лексики, грамматики, синтаксиса, изобразительных средств.
При дифференцированной работе с каждой из групп школьников учителю нужно активно использовать современные дидактические и контрольные материалы, ресурсы ФГБНУ «ФИПИ» РЭШ способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, критериальный подход к оценке их творческих работ. В работе учителя-словесника должна быть продумана индивидуальная траектория обучения для каждого ученика, осуществлено формирующее оценивание (т.е. оценивание достижений ученика относительно его самого, «оценивание для обучения», а не для контроля) в процессе изучения предмета, что позволит в совокупности с личностно-ориентированными методами обучения языку и реализацией уровневого подхода добиться более высоких результатов.
Основные рекомендации для работы с категорией учащихся, находящихся в группе риска (преимущественно отметка «3»)
Недостаточно освоенными данной группой участников ОГЭ – ниже 50% – следует считать элементы, указывающие на несформированность практической грамотности: 9 – «Соблюдение грамматических норм» (33,27%); «Соблюдение орфографических норм» (17,54%); «Соблюдение пунктуационных норм» (13,15%). Процент выполнения остальных заданий выше 50%, что указывает на удовлетворительный уровень овладения проверяемых элементов содержания.
Результаты более 80%, свидетельствующие о достаточно высоком уровне выполнения заданий, участники экзамена показали по следующим проверяемым элементам содержания: задание 1 «Сжатое изложение содержания прослушанного текста» – «Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости» (81,40%); «Информационная обработка текста, умение передавать содержание прослушанного текста» (85,79%); задание 4 – «Синтаксический анализ словосочетания. Замена словосочетания синонимичным» (83,52%).
Таким образом, чтобы устранить затруднения данной группы обучающихся, необходимо:
— усилить внимание к формированию лингвистической компетенции обучающихся, к освоению ими орфографических и пунктуационных умений, умений анализа языковых единиц;
— использовать задания для обнаружения изучаемых или изученных грамматических явлений, а также заданий, направленных на формирование практической грамотности;
— формировать практическую грамотность обучающихся, используя методику орфографического чтения.
У выпускников, получивших отметки «4» и «5», заданий, выполненных на недостаточном уровне, не выявлено, однако также следует обратить внимание на формирование практической грамотности и формирование грамматического строя речи. Основные рекомендации для работы с данной категорией обучающихся:
— формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся (работа над исследовательскими проектами);
— развивать познавательный интерес школьников к самостоятельной творческой речевой деятельности в предметной и метапредметной областях;
— работать над практической грамотностью;
— совершенствовать умения обучающихся осуществлять речевой самоконтроль через систематическое редактирование собственных ответов, через разбор примеров типичных языковых нарушений.
o Администрациям образовательных организаций:
— организовать обсуждение на МО результатов ОГЭ;
— провести диагностическую работу для выпускников основной школы;
— проверить наличие индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих;
-усилить аналитическую работу над результатами выполнения письменных работ разных типов и уровней сложности;
— активизировать работу с родителями детей, требующих педагогической поддержки
o Муниципальным органам управления образованием:
— организовать открытые методические, практико-ориентированные мероприятия по обмену опытом и лучшими практиками реализации дифференциального обучения для педагогов, работающих в 9-х классах;
— обобщить лучшие практики АТЕ по дифференцированному обучению школьников с разным уровнем предметной подготовки и довести их до ОО;
— составить Дорожную карту по оказанию методической помощи ОО, испытывающим трудности в организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки;
— организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки.