Рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания предмета «Обществознание» в Республике Мордовия на основе выявленных типичных затруднений и ошибок. (ЕГЭ-2023)
4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителей
Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
При изучении и повторении учебного предмета «Обществознание» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить изучению основ Конституции РФ, правовым вопросам из кодификатора.
Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать тексты, статистическую информацию, таблицы и т.д.
При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
Учителям обществознания выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по обществознанию.
На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.
Муниципальным органам управления образованием.
На муниципальном уровне в рамках заседаний предметных секций учителей обществознания рекомендуется проведение в течение года семинаров по результатам анализа выполнения ЕГЭ по обществознанию.
Проводить мастер-классы в целях распространения опыта по подготовке участников ЕГЭ по обществознанию.
Организовать сотрудничество с высшими учебными заведениями по подготовке выпускников к единому государственному экзамену.
Систематически проводить практические совещания по материалам управленческой и методической работы школы, выявлять эффективные формы работы учителей.
Активизировать участие обучающихся в федеральных и региональных акциях и проектах, посвященных государственным праздника Российской Федерации, значимым событиям общественно-политической жизни страны.
4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям, методическим объединениям учителей.
Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по обществознанию из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению обществознания.
Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по обществознанию.
Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения обществознания с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ
Администрациям образовательных организаций
Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «Обществознание» в 9–11 классах.
Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по обществознанию и оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену.
Выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям обществознания.
Разработать план подготовки к ГИА-2024 с учетом результата анализа ГИА-2023; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по обществознанию.
Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально – групповые занятия с выпускниками по обществознанию.
Муниципальным органам управления образованием
Организовать мастер-классы учителей, имеющих высокие результаты обучающихся, обобщать и распространять положительный опыт подготовки к ГИА.
Создать условия для реализации профильной подготовки обучающихся через реализацию профильных и предпрофессиональных классов, участие обучающихся в конкурсном движении, программах образовательных смен и др.
Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки по предмету «Обществознание».
Обеспечить тиражирование положительного опыта по организации дифференцированного обучения обучающихся.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников
Лучшие практики подготовки к отдельным заданиям КИМ ЕГЭ по обществознанию.
Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Совершенствование методической и предметной компетентностей учителя истории и обществознания.
Основные подходы к преподаванию предмета в условиях обновления образования.
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2024.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях в дорожную карту по развитию региональной системы образования на 2022–2023 уч.г.
Таблица 2 14
№ п/п Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1 Дискуссионная площадка «Методика подготовки учащихся к ГИА по истории и обществознанию» в рамках Марафона «Осенняя школа учителя – 2022»
Сентябрь 2022
Учителя истории и обществознания
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Продемонстрированы лучшие практики
учителей истории и обществознания
2 Организация курсов повышения квалификации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА:
– Методика подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию
– Использование результатов оценочных процедур в целях повышения качества образования по обществознанию
Ноябрь, декабрь 2022 г,
Февраль, март 2023 г.
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
ОО с низкими результатами обучения и ОО, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях («500+») Повышение квалификации учителей обществознания.
Выработка методических рекомендаций по изменению подходов преподавания и подготовки обучающихся к сдаче ГИА в 2023 г.
Повысились показатели выполнения отдельных заданий
3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года (по графику)
Педагоги школ РМ
Охарактеризованы подходы к подготовке, выполнению и проверке заданий ЕГЭ по обществознанию. Озвучены ресурсы, позволяющие сделать работу по подготовке к ЕГЭ более эффективной.
Даны консультации по решению заданий, вызывающих трудности у участников
4 Мастер-класс «Методические приёмы подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию» Октябрь 2022 г.
МОУ «Гимназия № 19» Продемонстрированы лучшие практики учителей
5 Мастер-класс «Приемы формирования понятийного аппарата на уроках обществознания»
МОУ «Гимназия №20 им. Героя Советского Союза В.Б. Миронова» Улучшился показатель выполнения заданий, связанных с данным умением
6 Проведение онлайн-консультаций по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру Продемонстрированы лучшие практики
учителей
5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 учебный год на региональном уровне.
5.2.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Август Республиканский методический семинар Руководители муниципальных МО учителей обществознания и истории
2 Ноябрь, февраль, март Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей обществознания Учителя обществознания РМ
3 По графику Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия.
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Октябрь, апрель Семинары-практикумы на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА-2023 Учителя обществознания РМ
5 В течение уч. года Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя обществознания РМ
6 В течение уч. года Тиражирование лучших практик преподавания предмета «Обществознание», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру» Учителя обществознания РМ
5.2.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023г.
Таблица 2 16
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 В течение года
Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по обществознанию или получили высокий балл по предмету (МОУ «Гимназия №19». МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»)
2 Ноябрь
Семинар-практикум: Эффективные практики подготовки к ГИА по истории (МОУ «СОШ №9»).
3 В течение года Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по обществознанию на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» «Педагогическая мастерская»
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2023 г.
1. Проведение ГБУ «Центр оценки качества образования «Перспектива» тренировочных мероприятий для обучающихся в формате ЕГЭ.
2. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей обществознания в ОО с низкими образовательными результатами.
3. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч., в рамках дистанционных курсов повышения квалификации в целях проверки предметной компетенции учителя.
4.1.1. По совершенствованию преподавания учебного предмета всем обучающимся
Учителям, методическим объединениям учителей
Начинать подготовку обучающихся с изучения и проработки ключевых документов, разработанных ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) для проведения ГИА: кодификатора, спецификации, демоверсии ЕГЭ, а также довести до будущих участников ЕГЭ информацию о необходимом объеме знаний (элементы содержания) и перечне проверяемых учебных умений и навыков.
При изучении и повторении учебного предмета «Обществознание» акцентировать внимание обучающихся на тех вопросах, которые традиционно являются для них трудными. В частности, особое внимание уделить изучению основ Конституции РФ, правовым вопросам из кодификатора.
Выстраивать систему работы с обучающимися по развитию умений анализировать, систематизировать, классифицировать тексты, статистическую информацию, таблицы и т.д.
При обсуждении дискуссионных вопросов вырабатывать у обучающихся умение делать обоснованный выбор точки зрения и способность ее аргументированно отстаивать (особое внимание обратить на то, чем факты отличаются от аргументов, формированию умения верно (с опорой на факты) строить аргументы для обоснования собственной позиции).
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию использовать рекомендованные ФИПИ учебные материалы.
Учителям обществознания выпускных классов активно участвовать в вебинарах и мастер-классах, организуемых руководителями и старшими экспертами ПК по обществознанию.
На заседаниях МО проанализировать итоги ЕГЭ и разработать план мероприятий по подготовке к ЕГЭ на следующий год; анализировать учебные способности учащихся, с целью успешной подготовки к ЕГЭ; отслеживать уровень обученности учащихся по предметам.
Включать в план работы МО практикумы по анализу результатов контрольных работ, контрольного тестирования и результатов ЕГЭ; совершенствовать контрольно-оценочную деятельность учителя.
Муниципальным органам управления образованием.
На муниципальном уровне в рамках заседаний предметных секций учителей обществознания рекомендуется проведение в течение года семинаров по результатам анализа выполнения ЕГЭ по обществознанию.
Проводить мастер-классы в целях распространения опыта по подготовке участников ЕГЭ по обществознанию.
Организовать сотрудничество с высшими учебными заведениями по подготовке выпускников к единому государственному экзамену.
Систематически проводить практические совещания по материалам управленческой и методической работы школы, выявлять эффективные формы работы учителей.
Активизировать участие обучающихся в федеральных и региональных акциях и проектах, посвященных государственным праздника Российской Федерации, значимым событиям общественно-политической жизни страны.
4.1.2. По организации дифференцированного обучения школьников с разными уровнями предметной подготовки
Учителям, методическим объединениям учителей.
Шире использовать потенциал методического аппарата учебников по обществознанию из ФПУ, направленный на дифференцированный подход к обучению обществознания.
Использовать потенциал элективных курсов, обеспечивающий подготовку к ЕГЭ по обществознанию.
Уделять больше учебного времени развитию умений обучающихся составлять полные, четкие ответы в устной форме на поставленный вопрос, развивать письменную речь средствами заданий разного уровня, предполагающих развернутый ответ.
Использовать тестовые технологии контроля и диагностики знаний и умений учащихся; определенные задания (элементы заданий) формата ЕГЭ в процессе обучения обществознания с учетом специфики изучаемого курса и познавательных возможностей учащихся не только в старшей, но и в основной школе.
Самостоятельно проводить диагностику учебных достижений по материалам, разработанным ФИПИ
Администрациям образовательных организаций
Определить содержание промежуточного и диагностического контроля по предмету «Обществознание» в 9–11 классах.
Выявить «проблемные» для выпускников школы задания ЕГЭ по обществознанию и оптимизировать работу школьных методических объединений с целью выработки единых подходов к подготовке учащихся к экзамену.
Выявить объективные причины проблем образовательного процесса и разработать конкретную систем мер по оказанию методической помощи учителям обществознания.
Разработать план подготовки к ГИА-2024 с учетом результата анализа ГИА-2023; усилить контроль за качеством подготовки к ГИА по программам основного общего образования по обществознанию.
Предусмотреть в учебном плане дополнительные часы на индивидуально – групповые занятия с выпускниками по обществознанию.
Муниципальным органам управления образованием
Организовать мастер-классы учителей, имеющих высокие результаты обучающихся, обобщать и распространять положительный опыт подготовки к ГИА.
Создать условия для реализации профильной подготовки обучающихся через реализацию профильных и предпрофессиональных классов, участие обучающихся в конкурсном движении, программах образовательных смен и др.
Организовать методическое сопровождение управленческих команд ОО по вопросам использования ресурса внеурочной деятельности и дополнительного образования для дифференцированного обучения обучающихся с разным уровнем подготовки по предмету «Обществознание».
Обеспечить тиражирование положительного опыта по организации дифференцированного обучения обучающихся.
4.2. Рекомендации по темам для обсуждения / обмена опытом на методических объединениях учителей-предметников
Лучшие практики подготовки к отдельным заданиям КИМ ЕГЭ по обществознанию.
Методика выполнения заданий повышенного и высокого уровня сложности.
4.3. Рекомендации по возможным направлениям повышения квалификации работников образования для включения в региональную дорожную карту по развитию региональной системы образования
Совершенствование методической и предметной компетентностей учителя истории и обществознания.
Основные подходы к преподаванию предмета в условиях обновления образования.
Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2024.
Раздел 5. Мероприятия, запланированные для включения в ДОРОЖНУЮ КАРТУ по развитию региональной системы образования
5.1. Анализ эффективности мероприятий, указанных в предложениях в дорожную карту по развитию региональной системы образования на 2022–2023 уч.г.
Таблица 2 14
№ п/п Название мероприятия Показатели
(дата, формат, место проведения, категории участников) Выводы об эффективности (или ее отсутствии), свидетельствующие о выводах факты, выводы о необходимости корректировки мероприятия, его отмены или о необходимости продолжения практики подобных мероприятий
1 Дискуссионная площадка «Методика подготовки учащихся к ГИА по истории и обществознанию» в рамках Марафона «Осенняя школа учителя – 2022»
Сентябрь 2022
Учителя истории и обществознания
ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» Продемонстрированы лучшие практики
учителей истории и обществознания
2 Организация курсов повышения квалификации для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА:
– Методика подготовки обучающихся к ГИА по обществознанию
– Использование результатов оценочных процедур в целях повышения качества образования по обществознанию
Ноябрь, декабрь 2022 г,
Февраль, март 2023 г.
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру»
ОО с низкими результатами обучения и ОО, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях («500+») Повышение квалификации учителей обществознания.
Выработка методических рекомендаций по изменению подходов преподавания и подготовки обучающихся к сдаче ГИА в 2023 г.
Повысились показатели выполнения отдельных заданий
3 Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года (по графику)
Педагоги школ РМ
Охарактеризованы подходы к подготовке, выполнению и проверке заданий ЕГЭ по обществознанию. Озвучены ресурсы, позволяющие сделать работу по подготовке к ЕГЭ более эффективной.
Даны консультации по решению заданий, вызывающих трудности у участников
4 Мастер-класс «Методические приёмы подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию» Октябрь 2022 г.
МОУ «Гимназия № 19» Продемонстрированы лучшие практики учителей
5 Мастер-класс «Приемы формирования понятийного аппарата на уроках обществознания»
МОУ «Гимназия №20 им. Героя Советского Союза В.Б. Миронова» Улучшился показатель выполнения заданий, связанных с данным умением
6 Проведение онлайн-консультаций по теме «Приемы и методы выполнения заданий ГИА-11» для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия («500+»)
В течение года
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру Продемонстрированы лучшие практики
учителей
5.2. Планируемые меры методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024 учебный год на региональном уровне.
5.2.1. Планируемые мероприятия методической поддержки изучения учебных предметов в 2023-2024уч.г. на региональном уровне, в том числе в ОО с аномально низкими результатами ЕГЭ 2023 г.
Таблица 2 15
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия) Категория участников
1 Август Республиканский методический семинар Руководители муниципальных МО учителей обществознания и истории
2 Ноябрь, февраль, март Мастер-классы на стажировочных площадках на курсах повышения квалификации учителей обществознания Учителя обществознания РМ
3 По графику Проведение онлайн-консультаций для школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Республике Мордовия.
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя ОО с низкими результатами обучения
4 Октябрь, апрель Семинары-практикумы на базе ОО, показавших высокие результаты ГИА-2023 Учителя обществознания РМ
5 В течение уч. года Организация индивидуальных консультаций для учителей-предметников по вопросам подготовки учащихся к ГИА
ГБОУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог13.ру» совместно с председателем ПК Учителя обществознания РМ
6 В течение уч. года Тиражирование лучших практик преподавания предмета «Обществознание», в том числе с использованием электронных ресурсов «Педагогическая мастерская», «Электронная библиотека «Педагог 13.ру» Учителя обществознания РМ
5.2.2. Трансляция эффективных педагогических практик ОО с наиболее высокими результатами ЕГЭ 2023г.
Таблица 2 16
№ п/п Дата
(месяц) Мероприятие
(указать формат, тему и организацию, которая планирует проведение мероприятия)
1 В течение года
Организация выступлений педагогов, выпускники которых показали лучший результат ЕГЭ по обществознанию или получили высокий балл по предмету (МОУ «Гимназия №19». МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»)
2 Ноябрь
Семинар-практикум: Эффективные практики подготовки к ГИА по истории (МОУ «СОШ №9»).
3 В течение года Размещение материалов с лекциями и мастер-классами практикующих учителей школ с высокими показателями ЕГЭ по обществознанию на интернет-ресурсе ГБУ ДПО РМ «ЦНППМ «Педагог 13.ру» «Педагогическая мастерская»
5.2.3. Планируемые корректирующие диагностические работы с учетом результатов ЕГЭ 2023 г.
1. Проведение ГБУ «Центр оценки качества образования «Перспектива» тренировочных мероприятий для обучающихся в формате ЕГЭ.
2. Проведение диагностики профессиональной (предметной) компетентности учителей обществознания в ОО с низкими образовательными результатами.
3. Выполнение экзаменационной работы в формате ЕГЭ учителями – слушателями курсов повышения квалификации с последующим анализом, в т.ч., в рамках дистанционных курсов повышения квалификации в целях проверки предметной компетенции учителя.
Загрузка...